Дорогая плохая вода


На одного сельского жителя Калмыкии приходится 42 литра воды в сутки при гигиеническом нормативе – 125-160 л. И вода эта, конечно, низкого качества, о чем давно и часто, официально и неофициально говорят в республике.

 

Дорогая плохая вода

В качестве подзаголовка взята цитата с сайта управления Роспотребнадзора по Калмыкии. И вода эта, конечно, низкого качества, о чем давно и часто, официально и неофициально говорят в республике.

На протяжении десятка лет жителям Элисты власти сулят левокумскую воду, начав в 2005 году еще одну стройку – Ики-бурульский групповой водопровод, вернее, продолжив его. Он, конечно, функционировал и в советские годы (от Чограйского водохранилища до пос. Ики-Бурул), как и два других групповых водопровода – Северный и Юстинский. Построенные в 1975-85 гг., они обеспечивали влагой Юстинский район и части Октябрьского и Яшкульского районов.

Дело – труба!

До левокумской в конце 1990-х элистинцам обещали еще и волжскую воду. Прокладывали трубы Северного группового водопровода (388 км), который должен был напоить шесть районов, до Элисты через Юстинский район (с водозаборами из Волги), – т.е. было так же продолжено то, что построено в советские годы. «Нитку» почти дотянули до столицы Калмыкии, а в 2005 году обнаружилось, что трубы куда-то исчезают. В том же и в следующем, 2006-м, году было возбуждено 12 уголовных дел по фактам незаконного демонтажа труб. Но посадок так и не случилось. Об исчезновении труб и неприглядной роли в этой афере калмыцкого правительства не раз сообщали СМИ. Писали и вещали тогда о том, к примеру, что в 2005 году были незаконно проданы более 530 тонн труб магистрального трубопровода «Молодежный-Утта» стоимостью свыше 23,7 миллиона рублей. При этом в кассу Калмыцкого управления водопроводов (КУВ) поступили лишь 462 тысячи рублей. В мае 2006-го были проданы, как сообщалось, 400 тонн труб, а до КУВ дошло 480 тысяч (рыночная стоимость — около 16 миллионов рублей). Демонтаж и хищение труб происходили несколько лет. Воровали и на «законных основаниях». Как сообщала газета «Степная мозаика» в статье «Черные копатели», строительно-монтажным предприятиям, возводившим магистральные водоводы, платили в те годы, к примеру, сахаром или стальными трубами списанных водопроводов. А одна ростовская фирма в 2011 году получила разрешение двух калмыцких министерств и местного (райо нного) руководства на демонтаж труб в п. Барун Юстинского района. Средства от «реализации якобы должны были пойти на приобретение приборов учета для малоимущих и расчетов с кредиторами». Де-факто, как писала газета, деньги ушли на подставные счета, а поселок остался без водопровода.

Воровство и обещания

Пять лет назад приходилось публиковать в «СМ», сколько миллионов уходит на строительство Ики-бурульского водопровода и подключение его к Северо-Левокумскому месторождению. Сдача в эксплуатацию объекта планировалась в 2010 году. Однако этот, ставший впоследствии громким, проект был изначально невыгоден, да и, видать, тоже воровали. Что, собственно, подтверждает 7 сентября 2015 года «Степная мозаика» (после встречи редакторов калмыцких СМИ с главой РК): «Параллельно с этой аферой разрабатывалась очередная (речь о 2005 годе – прим.авт.) – прокладка нового (по мнению специалистов, заранее невыгодного по финансовым соображениям) водопровода из Левокумского подземного месторождения Ставропольского края. Под этот проект бурным потоком из федерального бюджета устремились новые финансовые подпитки, часть из которых волею руководства республики тоненькими струйками, ручейками и реками направлялись в новое русло, ведущее в бездонные карманы хапуг республиканского масштаба». http://smozaika.ru/headings/2-zkh/1188-blizok-lokotok-da-ne-ukusish

Поэтому планы сдачи объекта вместе с обещаниями сдвинулись на 2011 год. И приходилось писать, что летом 2011-го были вновь запрошены средства у Минсельхоза РФ – на этот раз 1,2 миллиарда рублей. На завершение первого этапа строительства. Ну, вот уже в апреле 2012 года мы информировали читателей об очередном транше на водопровод – 314 миллионах, если точнее - 314 млн 646 тыс. 418 рублей.

В ноябре 2014 года «Степная мозаика» со ссылкой на Южное аграрное агентство сообщила, что пуск воды из Северо-Левокумского месторождения через Ики-Бурульский водопоровод должен состояться уже 20 декабря, что в ноябре «были завершены гидроиспытания, в ходе которых промыто 92 км водопровода вплоть до балки Шерет, осталось пройти ещё 100».

В те дни другие СМИ объясняли, что раньше «строительство объекта входило в состав ФЦП по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года». После этого оно стало частью программы по развитию мелиорации земель сельхозназначения на 2014-2020 годы. «Всего в реализацию проекта было вложено 4 миллиарда рублей (позже говорили о 4,5 млрд – прим. авт.), из них пока освоено 2,6 миллиардов (это три года назад – прим. авт.). Производительность водопровода – более 45 000 тысяч кубометров в сутки, из них для Калмыкии – 30 000».

Наконец, 30 декабря 2014 года окончательно было объявлено, что строительство печально знаменитого водопровода, начатое в 2005 году, завершено, остались гидроиспытания (хотя годом ранее говорили, что они уже завершены), и «в ближайшие недели вода поступит в Элисту». Но ни в том, ни в следующем, ни в этом году левокумской воды в домах элистинцев нет.

Глоток чистой воды

В Калмыкии, самом, пожалуй, засушливом регионе России, - одна из худших по качеству питьевая вода (еще в середине 1980-х, помнится, «АиФ» публиковал рейтинг качества воды по стране Советов). Причём она дорогая.

Элистинцы платят за воду дважды: за ту, что в кране (она как «технический рассол» - так ее называют в Калмыкии), и ту, что горожанам привозят. А фирм по доставке родниковой или очищенной воды в Элисте предостаточно, и бизнес этот, судя по рассказам бывалых, приносит стабильный доход.

Впрочем, так обстоит дело, думается, в большинстве областей страны.

Есть в Калмыкии госпрограмма «Чистая вода», подобные имеются и в других регионах РФ. У нас она принята постановлением правительства РК от 26 августа 2009 г. N 295 "О региональной комплексной программе «Чистая вода» на 2009-2022 годы".

И в стране есть ФЦП «Чистая вода» на 2011-2017 гг., выросшая из проекта «Единой России», запущенного в декабре 2006 года. В этом она завершается, а за 6 лет планировалось израсходовать почти 332 миллиарда рублей. Итоги программы в стране пока не подвели, а интересно бы знать, где людям в стране повезло и где уже пьют чистую воду. В кранах же элистинцев по сей день может бежать ржавая вода (так обычно после прорыва бывает: воду отключают, а когда включат, она полдня коричневая или желтая). Либо и её, ржавой, иногда может и не быть.

В республике будто бы действует и принятая в 2013 году программа «Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы» (с изменениями на: 01.08.2016). Объемы бюджетных ассигнований на реализацию этой программы «за счет средств республиканского бюджета по годам составляет 4 490 421,6 тыс. руб., без учета дополнительных объемов - 616 146,4 тыс. руб» (цитирую программу). В ней есть подпрограмма «Доступность питьевого водоснабжения». На нее, согласно документу, «объем бюджетных ассигнований… из средств республиканского бюджета по годам составляет 52 647,0 тыс. руб., без учета дополнительных объемов - 0,0 тыс. руб» (из 4,5 млрд программы на эту подпрограмму пойдет менее 53 млн рублей).

Среди мероприятий программы «Чистая вода» (на 2009-2022 гг.) строительство водопровода не значилось, но числятся расчистка Лаганского и Красинского водохранилищ, «реконструкция Левокумского гидроузла на р. Кума Ставропольского края для транзитной подачи Терской воды в Чограйское водохранилище», строительство канализационных коллекторов, очистных сооружений или их реконструкция.

А если взять такой пункт программы, как «обеспечение доброкачественной питьевой водой дошкольных, школьных и других профессиональных образовательных и лечебно-профилактических учреждений»? Не знаем, как использовались в 2010 году 4,9 миллиона рублей, в 2011 – 9,7 млн, в 2012 – 9,7 млн (на 2013-2017 планировалось 19,3 млн, с 2018 по 2022 – 19,4 млн – это всё денежки на нормальную воду для школ и детсадов, вузов, ссузов и больниц), но в школах, насколько знаем, родители сдают деньги на покупку кулеров с водой. А куда тогда эти миллионы пропадают?

Гладко было на бумаге…

Недавно свою переписку с ответственными «за воду» предоставил руководитель регионального исполкома реготделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Александр Городовиков. На его запросы о готовности республики к приему воды и графике технических и организационных мероприятий, а также о согласовании цен на воду с регслужбой по тарифам 13 октября 2016 года ответила министр ЖКХ и энергетики РК Нелли Ткачева. Она подтвердила «готовность региона к приему воды из Северо-Левокумского месторождения подземных вод по Ики-Бурульскому групповому водопроводу» и сообщила, что сегодня «объект не передан в собственность Калмыкии» и принадлежит РФ, пока же оформляются на него правоустанавливающие документы. А дальше совсем интересно (цитирую дословно): «Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28.07.2015 г. №Пр-1786 в марте 2016 года Правительством Республики Калмыкия в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ представлены предложения и обосновывающая документация по вопросу финансирования строительства подводящих водопроводных сетей к населенным пунктам Республики Калмыкия от Ики-Бурульского группового водопровода в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (непрограммная часть). На сегодняшний день вопрос финансирования строительства в 2017-2019 годах находится на рассмотрении в Минстрое России, Минэкономразвития России, Минприроде России…». Хочется воскликнуть: эта стройка века закончилась или нет?!

18 октября того же, 2016 года директор управления «Калммелиоводхоз» Сергей Бадмаев заверяет, что «работы по данному объекту завершены». Об этом говорит и замминистра сельского хозяйства Калмыкии Эрдни Кектышев 24 октября 2016 года: «Согласно информации ФГБУ «Управление «Калммелиоводхоз», строительство Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод закончено в 2015 году».

В том же письме от 18 октября прошлого года Сергей Бадмаев сообщает: «В настоящее время идет оформление объекта в кадастровой палате». При этом «получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» от администраций Левокумского и Арзгирского муниципальных районов Ставропольского края, города Элисты, Ики-Бурульского и Целинного районных муниципальных образований Калмыкии.

Зато в июне 2016 года на сайте Ростехнадзора появляется информация о временном прекращении горемычной стройки. «По результатам проверки Кавказского управления Ростехнадзора Арбитражным судом Республики Калмыкия 20 мая 2016 года вынесено решение о приостановлении строительства объекта «Ики-Бурульский групповой водопровод» Управления «Калммелиоводхоз» на 90 суток. В отношении этой стройки неоднократно выдавались предписания управлению, и оно не раз привлекалось к административной ответственности: за отсутствие разрешения на данное строительство от федерального органа исполнительной власти, за неимение заключения госэкспертизы по данному громкому проекту, «выданного госучреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти».

Пить или не пить?

А калмыцкое УФАС на запросы местного ОНФ ответило так (приводим дословно): «Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия №5 от 26.11.2010 г. в связи с тем, что обеспечение населения г. Элисты питьевой водой не может быть достигнуто за счет других источников, и отсутствует угроза здоровью населения воды Троицкого и Баяртинского месторождений подземных вод разрешено использовать для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Элисты сроком на 10 лет до 2020 года».

О том, насколько «отсутствует угроза здоровью населения», элистинцы знают не понаслышке (даже немало научных и прочих статей на эту тему опубликовано), да и посмотрите сайт местного управления Роспотребнадзора. Хоть там и не балуют жителей Калмыкии информацией, тем не менее что-то можно найти. И это «что-то» совсем не радует (приведем цитаты лишь из некоторых отчетов):

«Паразитологическое обследование воды поверхностных водоёмов в Лаганском районе выявило наличие широкого лентеца… Природная питьевая вода в Калмыкии отличается высокой степенью минерализации вследствие повышенного содержания сульфатов, солей железа, что сказывается на заболеваемости населения сердечно-сосудистой патологией, мочекаменной болезнью, повышает риск аллергизации населения. Низкое содержание фтора в воде на уровне 0,17 мг/л при нормативе 0,6 - 1,5 мг/л связывается с распространённостью кариеса у детей…» http://08.rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=109747&version=1.0

Или: «В течение 2015г. …Роспотребнадзором проверено 34 юридических лица, осуществляющих деятельность в области оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены следующие основные нарушения: отсутствие зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие программ производственного контроля, нарушения санитарно-эпидемиологических требований к качеству и безопасности питьевой воды (Это ведь и о родниковой воде, которую люди дополнительно покупают – прим.авт.).

По фактам выявленных нарушений было возбуждено 48 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму 173,0 тыс.руб. Выдано 34 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

…Установлено, что основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды, подаваемой населению из централизованных источников водоснабжения, являются:

- естественное (природное) повышенное содержание в источниках водоснабжения железа, сульфатов, хлоридов, общей жесткости воды;

- отсутствие зон санитарной охраны водоисточников или нарушение режима использования ЗСО;

- неудовлетворительное состояние сооружений для водоподготовки или их отсутствие;

- высокая изношенность разводящих сетей.

Водоснабжение г. Элисты (население численностью 105 тыс.чел.) базируется на подземных водах Троицкого и Баяртинского месторождений, эксплуатируемых Верхне-Яшкульским и Баяртинским водозаборами. Запасы Троицкого и Баяртинского месторождений подземных вод утверждены сроком на 10 лет до 2021г. общей мощностью 45,9 тыс.м3/сут.».

http://08.rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=227732&version=1.0

Впрочем, начальник отдела «Центральный» управления Роспотребнадзора Калмыкии Анатолий Французов сообщает Александру Городовикову, что 29 января 2016 года в администрацию Элисты и МУП «Элиставодоканал» подано уведомление о несоответствии качества питьевой воды по содержанию хлоридов (513, 17 мг/л при норме 350 мг/л), магния (57, 35 мг/л при норме 50 мг/л), жесткость составила 12,2 мг-экв/л при норме 7 мг-экв/л. Но при этом у нас разрешено постановлением главного санврача от 26.11.2010 г. использование воды с жесткостью 12 мг-экв/л.

На сайте городской администрации размещены сведения о качестве питьевой воды, вернее, качества в ней никакого, так и написано за подписью инженера-микробиолога: не соответствует требованиям СанПиН (общая жесткость, сухой осадок, хлориды, сульфаты)

30 ноября 2015 года МинЖКХ и энергетики РК утвердило инвестиционную программы МУП «Элиставодоканал» (ранее действовала подобная, рассчитанная на 2012-2015 гг.) по развитию систем водоснабжения Элисты на 2016-2018 гг. На нее будет потрачено, как информирует Французов, 55, 409 млн рублей. Средства будут направлены «в основном на обеспечение стабильной подачи воды населению». И управление Роспотребнадзора полагает, что особых успехов и эффективности не предвидится: «Выполнение данных мероприятий обеспечит соблюдение нормативов качества воды только по микробиологическим показателям, но не повлечет за собой улучшение химического состава воды». Улучшение ее качества до нормативных показателей, по мнению санврачей, «возможно только при выполнении мероприятий в полном объеме общей стоимостью 2232,2 млн руб., включая строительство сооружений очистки воды». Но загляните еще раз в госпрограмму «Чистая вода» и увидите, сколько заложено на строительство и реконструкцию очистных сооружений, на расчистку двух водохранилищ, на строительство канализационных коллекторов и прочее…

Так что непонятно, куда деваются деньги, и где всё-таки вода.

Будем платить меньше?

На недавней (20 февраля) пресс-конференции глава республики Алексей Орлов, пообещав левокумскую воду в домах горожан к лету, заявил, что несколько независимых экспертиз при участии Роспотребнадзора провели пробы этой воды, в итоге – она соответствует санитарным нормам. Однако из управления Роспотребнадзора по РК в октябре 2016 года сообщали председателю регионального исполкома ОНФ, что «представить результаты качества воды Левокумского месторождения не представляется возможным в связи с тем, что данный объект не введен в эксплуатацию и не состоит на контроле органов Роспотребнадзора Республики Калмыкия. Результаты лабораторных исследований воды возможны только в рамках производственного контроля, проводимого ФГБУ «Управление «Калммелиоводхоз» на договорной основе с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК».

Между тем с середины 1990-х всё больше жителей Элисты пьют воду заказную, привозную, родниковую. И санврач Французов сказал, что домой он много лет заказывает воду из Богородского источника. Так почему та, что в кране, не становится дешевле? Неужели служба по тарифам считает, что техническая вода может идти по цене питьевой? Разве она не должна быть в 4 раза дешевле? Мы ведь и так платим за нее несколько раз.

 


 


 


 


 


 


 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру