Калмыцкая танка « Зеленая Тара» прибыла вновь на родину

08.10.2019 в 18:17, просмотров: 865

В Национальном музее Калмыкии имени Николая Пальмова до 1 декабря 2020 года будет действовать выставка «Зеленая Тара». Центральным экспонатом является танка (икона) защитницы калмыцкого народа – богини Зеленая Тара.

Калмыцкая танка « Зеленая Тара» прибыла вновь на родину

Сегодня в Элисте, в Национальном музее имени Николая Пальмова, в торжественной обстановке открыли выставку «Зеленая Тара», центральным экспонатом которой является изображение богини калмыцкого народа Зеленой Тары.

Выставка организована в рамках подготовки к празднованию 100-летия калмыцкой автономии. Танку «Зеленая Тара» доставили из города Ставрополя, где она хранится в Государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Григория Прозрителева и Георгия Праве.

Напомним, на родину танку на короткий срок впервые привозили в 1991 году, во второй раз - в 2017 году. В этот раз по договоренности Главы РК Бату Хасикова и губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, а также руководителей музеев двух соседних субъектов танка «Зеленая Тара» пробудет на родине целый год. Все, кто хочет увидеть ее и поклониться святыне калмыцкого народа, могут это сделать в Национальном музее РК имени Николая Пальмова до 1 октября 2020 года.

В церемонии открытия участвовали глава Республики Калмыкия Бату Хасиков и Чрезвычайный и Полномочный посол Социалистической Республики Вьетнам в России Нго Дык Мань, который прибыл в Калмыкию в рамках мероприятий перекрестного года культуры России и Вьетнама, а также представители законодательной и исполнительной власти, духовенства, общественных и творческих организаций республики.

Поздравив жителей республики со знаменательным событием в духовной жизни народа, Бату Хасиков подчеркнул, что калмыки и в радости, и в беде всегда обращаются к Зеленой Таре, своей защитнице. «Она вселяет в нас надежду и веру, учит быть сильнее и стремиться к лучшему. Со своей стороны хочу заверить, что руководство республики сделает все возможное для того, чтобы наша икона окончательно вернулась на родину. Но мы должны благодарить ставропольчан за то, что спасли и сохранили нашу реликвию. Хочу от всей души лично поблагодарить губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, который откликнулся на нашу просьбу привезти танку еще раз в Элисту. Естественно, одного его желания было недостаточно: все-таки это музейный экспонат, которому требуются особые условия хранения и тщательная реставрация для того, чтобы сохранить его для будущих потомков. Но нам пошли навстречу и под нашу ответственность дали разрешение на ее выездную экспозицию», - сказал Бату Сергеевич. Отметив, что при соответствующих условиях и согласованной работе чиновников и музейщиков реликвия может вернуться на родину, Хасиков обратился ко всем молиться за то, чтобы это получилось.

Специальный молебен и ритуал омовения и освящения танки - «тусоль» - провели монахи центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» во главе с настоятелем храма Анджа-гелюнгом.

Зеленая Тара – наиболее популярный в буддийском пантеоне женский образ богини. Является защитницей от всех бед и несчастий. Существует легенда, что родилась она из слезы Будды милосердия и сострадания – Авалокитешвары. Известны 21 форма Тары. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии и у нас в Калмыкии особенно почитаемы Белая Тара – Цаган Дярк и Зеленая Тара – Ноган Дярк, которую еще называют Матерью Тарой и просят почти обо всем, поскольку она воплощает в себе сострадательность и внимание ко всем живым существам, вне зависимости от силы их практики. Считается, что за то время, пока человек моргает и его глаза закрыты, Зеленая Тара успевает тысячу раз облететь вокруг Земли и помочь каждому, кто ее об этом просит. Говорят также, что каждый, кто начитывает мантру Зеленой Тары «Ом таре туттаре туре соха» (на калмыцком: «Ум дари дудари дурре суха») побеждает всех демонов, уничтожает препятствия и достигает исполнения желания. Потому ее изображения в старину имелись в доме каждого калмыка. Будь это простенькая аппликация из разноцветных лоскутков, рисунок на холсте масляными красками или вышивка золотом и серебром, украшенная драгоценными каменьями – все свято оберегалось, почиталось и передавалось из поколения в поколение.

Добавим, что танка «Зеленая Тара», которая экспонируется в Нацмузее в третий раз, имеет схожую с калмыцким народом судьбу. Изображение Зеленой Тары в окружении других божеств буддийского пантеона в течение двух лет вышивали юные калмычки 10 – 12 лет, золотошвейки Большедербетовского улуса специально для нового хурула в ставке Бага-Тугтунского аймака. Этот величественный многоярусный буддийский храм, как известно, был построен по проекту английских архитекторов в честь 300-летия Дома Романовых. Открытие состоялось в 1913 году при большом стечении народа. Инициатором стройки был багши Дорджи Цеденов. Новую танку размером 2х3 метра, вышитую на шелке золотом и серебром, шерстяными и шелковыми нитями, поместили в центре хурула рядом с двумя другими изображениями Зеленой Тары - вышитой и аппликативной, составив тем самым законченную трехчастную композицию.

Как пишут краеведы, хурул действовал до 1929 года. Через год его закрыли. Позже местный сельсовет передал его совхозу. А в 1933 году здание хурула разобрали. Из кирпича и лесоматериалов построили пять двухквартирных домов, клуб и магазин. Все убранство хурула, в том числе танку «Зеленая Тара», по инвентарной описи передали клубу. В годы Великой Отечественной войны и депортации калмыцкого народа клуб разграбили. Хурульное имущество бесследно исчезло. Но в 1946 году танка «Зеленая Тара» появилась на Александровском рынке Ставрополя, где ее продавали, выдав за гобелен, за немалую цену. Несколько человек сговорились купить его вскладчину, чтобы потом разделить между собой. К счастью, во время этого торга мимо проходила историк, археолог, музейный работник Татьяна Минаева, которая с первого взгляда поняла, что перед ней старинная буддийская икона. Татьяна Максимовна уговорила продавца обменять танку на две буханки хлеба. Цена для скромной женщины в голодном послевоенном году почти немыслимая. Но своим мужественным поступком она спасла этот уникальный памятник декоративно-прикладного искусства калмыков от варварского уничтожения, сохранив тем самым для потомков.

Надежда БАЛАКАЕВА