Автором бессмертной калмыцкой песни является уроженец волжского села

Любимая в калмыцком народе знаменитая песня «Нююдля» появилась в конце 1942 года. Автор слов и музыки – уроженец волжского села Джакуевка Бадма Халгаевич Джимбиев, актер Калмыцкого драматического театра, сержант 28-й Армии. Погиб в 1943-м в сражениях на Курско-Орловской дуге.

Автором бессмертной калмыцкой песни является уроженец волжского села

Любимая в калмыцком народе знаменитая песня «Нююдля» появилась в конце 1942 года. Автор слов и музыки – уроженец волжского села Джакуевка Бадма Халгаевич Джимбиев, актер Калмыцкого драматического театра, сержант 28-й Армии. Погиб в 1943-м в сражениях на Курско-Орловской дуге.

Выпускник Калмыцкого техникума искусств им. Г. Бройдо (базировался до войны в Астрахани) Бадма Джимбиев работал в Калмыцком драмтеатре со дня его открытия в 1936 году вместе с Пюрвей Артаевым, Эрендженом Боктаевым, Бовой Горяевым и другими своими однокурсниками. В том числе с Бадмой Мудреновичем Джимбиновым, с которым его часто путают наши современники.

Высокий, статный красавец, всесторонне одаренный, Бадма Джимбиев играл главные роли почти во всех постановках театра. Обладая чудесным голосом, работу на сцене он успешно совмещал с концертными выступлениями, исполняя наряду с другими музыкальными произведениями и песни собственного сочинения, аккомпанируя на гитаре или мандолине. Но в 41-м, несмотря на бронь актера, ушел на фронт.

Воевал в рядах 28-ой Армии, освобождал родную землю от фашистов. В январе 1943 года был тяжело ранен и лечился в Астраханском госпитале почти три месяца. Живой и энергичный по характеру, он, как только окреп немного, стал выступать перед ранеными, читал стихи, пел, играл на мандолине. Собрав вокруг себя талантливых солдат, организовал концертную бригаду и литературный кружок, говорил: «Вот война закончится, и мы должны будем написать ее историю. Я уже пишу поэму «Войска идут на Дальний Запад».

В госпиталь приходила Улан Барбаевна Лиджиева, чтобы проведать своего коллегу и земляка Бадму Халгаевича. Однажды она услышала, как он пел «Нююдлю». «Пеня мне так понравилась и запала в душу, что я сразу ее выучила, - рассказывала артистка. - По моей просьбе ее записала пианистка калмыцкого ансамбля песни и танца О. Зурабова. Впервые «Нююдлю» я спела в подразделении, которое направлялось на фронт из Астрахани. Очень волновалась: как примут ее бойцы, не знающие калмыцкого языка. Выйдя на сцену, вкратце рассказала содержание песни, сообщила, что автором является находящийся на излечении в госпитале сержант Красной Армии. Солдаты «Нююдлю» приняли на «бис». Признаться, я прослезилась. Всегда волнуюсь, когда вспоминаю тот концерт. Потом в моем исполнении ее передали по астраханскому радио, а в июне 1943 года я спела ее в Элисте. Прием был таким же восторженным, как и в Астрахани. С тех пор она стала любимой песней народа».

«Эта песня в исполнении Улан Лиджиевой по Всесоюзному радио в 1956 году стала первой ласточкой, возвестившей о благоприятных переменах и скором возвращении калмыков на родину. Автор песни был моим однофамильцем. Служили мы в одной роте, освобождали вместе Хулхуту, Яшкуль и Элисту. «Нююдлю» он написал и посвятил своей любимой девушке в конце декабря 1942 года в минуты коротких передышек в боях на подступах к Элисте. А первого января 43-го, в день освобождения столицы Калмыкии, он ее уже пел возле городского кинотеатра «Родина», - вспоминает народный писатель Калмыкии Андрей Манганыкович Джимбиев. - Побратались на фронте кровью. Бадма был ранен при освобождении Элисты в ногу, я на Маныче в руку и встретились мы в госпитале города Астрахани. Здесь я стал первым слушателем его новой песни «Сяяхля». После излечения Бадма в апреле 43-го вернулся на фронт. Погиб в боях на Орловско-Курской дуге, предположительно около села Мойлово и похоронен в местной братской могиле».

- Существует несколько версий истории возникновения песни «Нююдля», - пишет главный библиограф Национальной библиотеки имени Амур-Санана Алла Манджиева. - По одной из них, самой реальной, по мнению современников Бадмы Джимбиева, прототипом героини песни является женщина родом из богатой знатной семьи. Ее муж занимал в конце 30-годов прошлого века руководящий пост в Элисте. Однако его обвинили в том, что женат на кулацкой дочери… И молодая калмычка, чтобы спасти мужа от неминуемой расправы, уезжает, оставив ему двоих дочерей.

Нюдля стала жить в Лагани, где работала секретарем-машинисткой на заводе. Перед войной, в 1940 году, сюда для подготовки празднования 500-летия эпоса «Джангар» из Элисты приехал Бадма Джимбиев, актер драмтеатра. Молодые люди встретились и влюбились друг в друга. Коллеги утверждали, что эта была внебрачная связь… У Нюдли родилась дочь… Тут началась война, влюбленным пришлось расстаться. Бадма ушел на фронт, где погиб. Нюдля, по некоторым сведениям, умерла в годы депортации в Казахстане.

Но их чувства были настолько искренними и сильными, что вдохновили Джимбиева на создание бессмертной песни – такой же печальной и красивой, как их любовь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру