Борис Очкаев. Поистине народный артист Калмыкии

Борис Очкаев был поистине народным артистом. Жаль, что чиновники от калмыцкой культуры так и не оценили по достоинству его талант. Обладая от природы красивым голосом, он пел от сердца, от души, щедро делясь со слушателем своими мыслями и чувствами, глубинными переживаниями и надеждой на будущее.

Борис Очкаев. Поистине народный артист Калмыкии

В Калмыкии, наверное, нет человека, который бы не знал бы Бориса Очкаева, популярного исполнителя песен на родном языке, как народных, так и собственного сочинения. Сегодня исполнилось семь дней, как заслуженный артист республики из-за внезапно нагрянувшей тяжелой болезни покинул этот мир на 66-м году жизни.

Борис Дорджиевич был поистине народным артистом. Жаль, что чиновники от калмыцкой культуры так и не оценили по достоинству его талант. Обладая от природы красивым голосом, он пел от сердца, от души, щедро делясь со слушателем своими мыслями и чувствами. Калмыцкие песни в его исполнении слышали в Монголии, на праздновании 880-летия Чингисхана, в Нью-Йорке и в Китае, где зрители принимали его горячими овациями и долго не отпускали со сцены. В родной Калмыкии он был своим буквально в каждом доме – под его песни сватали невесту, играли свадьбы, величали стариков, чествовали героев. Его голос звучал на радио и телевидении, на всенародных праздниках и торжествах... 

В репертуаре артиста было более сотни калмыцких старинных и современных песен: «Цаһан Сар», «Худнр», «Һарсн өдр» и т.д. Слова к таким песням, как «Келсн күүкн», «Зүркнә дурн», «Хальмг зул», «Хальмг нутга дун», Борис Очкаев написал сам, а музыку и аранжировку создали композитор Аркадий Манджиев, музыканты Александр Бадма-Горяев, Владимир Цебеков.

При всей своей огромной популярности Борис Дорджиевич был очень скромным и деликатным человеком. Помогая многим и деньгами, и добрым советом, он для себя не просил у власти ничего –ни званий и наград, ни премий и жилья… Переехав в начале 90-х прошлого года из калмыцкого поселка в Элисту, артист со всей большой семьей поселился в так называемом вьетнамском общежитии, и, увы, жил в нем до самой кончины.

Предлагаю отрывок из интервью, которое Борис Дорджиевич дал накануне своего 50-летия.

- У меня нет даже начального музыкального образования, - рассказывал Борис Очкаев, вспоминая свою жизнь. - Это сейчас в Джалыково работает музыкальная школа. А тогда, в моем детстве, единственным учителем была бабушка. Занимаясь домашними делами, она постоянно напевала калмыцкие протяжные песни. Обожали мы слушать и родителей, в редкие минуты отдыха отводивших душу пением. Любовь к народному творчеству передали они нам, восьмерым своим детям. Знаете, как весело на наших семейных посиделках, когда по случаю собираемся все вместе. Поем, пляшем. Под стать моим сестрам и их мужья: играют на саратовской гармошке и баяне. Запросто можем организовать собственный ансамбль.

Так вот, о профессии артиста я подумывал еще со школы, даже хотел поступить учиться в какой-нибудь музыкальный вуз. Только вот на большую сцену вышел лишь спустя много лет по окончании школы. Судьба распорядилась иначе. Семья большая и я решил помочь отцу, да и самостоятельным хотелось стать поскорее. Окончил шоферские курсы, работал водителем. Потом была армия, а вскоре после демобилизации женился. Тут уж не до учебы стало. Растущая семья требовала забот и денег. По комсомольскому призыву (помните, в 70-е годы такие кампании были популярны) мы с женой из Лагани переехали на молочно-товарную ферму совхоза «Красинский», укреплять сельское хозяйство. Супруга, Валентина Николаевна, работавшая библиотекарем, стала дояркой, а я возил животноводов.

Жили мы на ферме до тех пор, пока не подросла старшая дочь. Ей надо было идти в первый класс, и мы переехали на центральную усадьбу «Красинского», жена вернулась в библиотеку, я продолжал шоферить. И все время пел. Кругом степь, дорога длинная… Песня так и лилась из души. Почти каждый день после работы ездил в Лагань, благо недалеко, на репетиции художественной самодеятельности.

- Говорят, в «Дольгане» вы были незаменимы?..

- Наверное, имеется в виду то, что в народном ансамбле «Дольган» я не только солировал. Мог при необходимости и йорялы сказать, и сплясать. И самое главное, они же без меня не могли выехать никуда. Возил на стареньком автобусе артистов на концерты, смотры, фестивали. Мы побывали в Астраханской области, Краснодарском крае, Дагестане, в Ленинграде на Пушкинском празднике, в Москве.

- Первые свои награды получили в «Дольгане»?

- Нет. Самая первая была в армии: в 1973 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса солдатской песни. Потом, конечно, были различные грамоты, дипломы, призы за участие в фестивалях и смотрах художественной самодеятельности в составе «Дольгана». Очень дорога мне награда за первое место, полученная на республиканском конкурсе калмыцкой песни имени Улан Барбаевны Лиджиевой. Это состязание явилось и первым серьезным испытанием для меня, как певца. По его итогам послали меня в 1990 году на всероссийский телерадиоконкурс «Голоса России». Я не подвел республику, победил в номинации народного пения.

- И получили путевку на большую сцену…

- Да. После «Голосов России» на меня обратили внимание руководители республиканских профессиональных коллективов. В 1991 году позвали сначала в «Ойраты», потом в «Тюльпан». Но, поработав три года в Элисте, вынужден был уехать обратно в село. Не было квартиры, а семья немалая, три дочери у нас. А съемное жилье было не по карману.

- Однако вы вернулись в Элисту. Получили квартиру или заработали деньги на ее покупку?

- Шутите? Живу в общежитии, в одной комнате обитаем вчетвером – жена, дочь и внук. Условия более чем суровые, но терплю, потому что не представляю себя уже вне сцены. Люблю свою профессию, хочу заниматься пением и дальше.

- Вся республика поет песни из вашего репертура - «Цаган Сар», «Худнр», «Гарсн одр»» и многие другие. К некоторым из них текст вы написали сами. Откуда это у вас?

- Родительские гены дают о себе знать: дед мой, Очка Багджаников, под собственный аккомпанемент на саратовской гармошке исполнял песни, сочиненные им самим. Наверное, во мне все это сидело где-то подспудно, и под влиянием впечатлений от конкурса имени У.Б.Лиджиевой вылились в первые стихи. Было мне 35 лет тогда. С тех пор сочинил почти три десятка, все - на калмыцком языке, о любви, о жизни, о калмыках… На музыку положены 20. «Гарсн одр», к примеру, очень нравится публике. (Гонорары за стихи певцу никто не платил, хотя многие профессиональные исполнители поют его песни - прим. авт.).

- Борис Дорджиевич, вы в Элисте живете с некоторыми перерывами 14 лет. Но в Лагани до сих пор вспоминают вас как самого веселого водителя.

- Еще бы. Я работал на рейсовом автобусе, возил пассажиров в Элисту, Астрахань, а также внутри райцентра по городским улицам. В перерывах между объявлениями остановок пел в микрофон калмыцкие и русские песни. Некоторые пассажиры даже специально садились в автобус, чтобы послушать меня. Я и сейчас не могу в дороге молча ехать, все время пою.

- Профессионалы говорят, что вы, как исполнитель выросли. Кто вам помогает поставить песню?

- Хормейстер «Тюльпана» Лариса Цебекова и руководитель оркестра Александр Бадма-Горяев, который, кстати, написал музыку к моим стихам «Келсн кукн».

- У вас есть любимая работа, верная и любящая жена, дети и внуки. О чем мечтаете еще?

- Конечно, о собственном жилье. Да получить диплом об образовании. Помня поговорку, что учиться никогда не поздно, я поступил в КалмГУ, сейчас на третьем курсе калмыцкого факультета (диплом он получил – прим.авт.). Собираюсь издать сборник своих стихов и записать DVD-альбом. Хочу, чтобы как можно больше людей услышало калмыцкие песни, ощутило вместе со мной все богатство нашего национального искусства, мелодичную гармонию родных звуков, красоту и величие степных просторов и нежную грусть фольклора. И мечтаю, чтобы дочь Анна, исполнившая мое заветное желание, она - студентка Астраханской консерватории, стала такой же знаменитой, как моя любимая актриса Улан Барбаевна Лиджиева.

ххх

Добавлю, что дочь Бориса Дорджиевича Анна Очкаева по окончании консерватории приехала в Калмыкию, солирует в Государственном хоре и преподает в колледже искусств. Что примечательно, звание заслуженных артистов отец и дочь получили в один день – в 2009 году.

Надежда БАЛАКАЕВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру