В поселке Цаган Аман Юстинского района продолжается реконструкция Аавин бяршнг – захоронения известного буддийского ламы, Цаганаманского Аавы Тугмюда Гавджи и работа по благоустройству хурульного комплекса, восстановленного в начале 1990-х годов.
Возведенный в полном соответствии с традициями буддийского зодчества храм построен рядом с домом, где проживал Аава. Автор проекта – известный калмыцкий архитектор Владимир Гиляндиков.
Особую красоту хурулу придает изящная пагода с золотистой крышей, украшенная резьбой по дереву. Здесь находится скульптура Будды Шакьямуни высотой более двух метров, установленная так, что божество «смотрит тебе прямо в глаза». Стены увешаны буддийскими иконами с изображениями Зеленой Тары – богини-защитницы, Будды Манлы, дарующего здоровье, грозного Ямантаки. Эти живописные тканевые полотна большей частью привезены из Тибета и Монголии, а скульптуры выполнены в Непале.
Ныне внешний вид главного культового комплекса обновился. Волонтеры – работники коллективов районных учреждений образования, райгаза, райэлектросетей, пожарной части, учащиеся школ – покрасили здания и ограждения. Краску и стройматериалы приобрели на личные средства.
Группа волонтеров также провела несколько субботников по благоустройству склепа Тугмюда Гавджи на поселковом кладбище. Облицовка Аавин бяршнг и работы по укладке кирпича проводились Валерием Даваевым, Сумьяном Лиджиевым, Борисом Муданкиевым, Иваном Нимгировым и другими строителями под руководством опытного бригадира Николая Басляева.
Поставку керамического кирпича и транспортные расходы взял на себя местный предприниматель Очир Басангов. Он же доставит сюда тротуарную плитку. В ближайшие дни волонтерам предстоит подготовить территорию Аавин бяршнг для укладки покрытием и заливки отмостков вокруг склепа. А проектом кровли занимаются художник Владимир Киштанов и архитектор Владимир Гиляндиков.
Все субботники на территории хурульного комплекса и Аавин бяршнг проходят активно и организованно, а после их завершения участников обязательно угощают горячим калмыцким чаем и борцоками.
Напомним, что история Цаган Амана неразрывно связана с именем ламы Тугмюд Гавджи (1887-1980). Он получил высшее духовное образование во Внутренней Монголии, работал в Санкт-Петербурге, затем преподавал философию.
В 1943-м был сослан со своим народом в Сибирь. Вернувшись из ссылки, с 1964 года жил в Цаган Амане, сразу ставшем местом паломничества людей со всей Калмыкии, и не только: невзирая на репрессии и угрозы властей, Аава до конца своей жизни принимал верующих, помогал людям, совершал обряды.