На жену – с вилами, или побои в законе

На жену – с вилами, или побои в законе

Сотрудники калмыцкой полиции сейчас проводят проверку по фактам домашнего насилия, которые переросли из семейных конфликтов. Так, с заявлением к ним обратилась жительница Лаганского района, сообщившая, что ее племяннице в ходе семейного скандала угрожает убийством супруг. Прибывшие на место правоохранители задержали и доставили в отделение 31-летнего безработного.

Второй случай произошел в доме жительницы села Уманцево Сарпинского района. По словам потерпевшей, ее 58-летний гражданский муж в ходе ссоры также стал угрожать убийством и кинулся на нее с вилами. Ранее мужчина уже был осужден за подобное. В настоящее время по фактам семейно-бытовых происшествий проводится проверка. Решается вопрос о привлечении злоумышленников к уголовной ответственности. Как утверждают правоохранители, криминал в быту – одно из самых распространенных явлений. Вспомните, с каких страшных трагедий в Калмыкии начался 2018-й год. В новогодние каникулы в Москве житель Элисты на глазах у своих троих детей в съёмной квартире насмерть забил жену. В середине января в поселке Цаган Аман Юстинского района в пылу семейных разборок молодой мужчина зарезал супругу (говорят, пытался кухонным ножом снести ей голову, но смог только перерезать горло), и тоже в присутствии своих четверых ребятишек, один из которых от испуга и стресса перестал разговаривать. А уже в конце месяца полицейские задержали 44-летнего элистинца, избившего 35-летнюю жену и 14-летнюю дочь. Ещё один горожанин во время семейной ссоры угрожал убийством 81-летней матери…

Бьёт – значит любит?

Говорят, что сегодня люди идут на преступление против родных по причине снижения уровня моральных ценностей. И все эти зверства происходят в 21-м веке продвинутых технологий и современных тенденций, а складывается ощущение, что живём в дремучие, дикие времена. Виной тут, конечно, обычное равнодушие и позиция «хаты с краю». Ведь спасти первую женщину могли соседи (по отзывам земляков, муж бил несчастную целую ночь, дети кричали, но никто из живущих за стенкой не кинулся к ним на помощь). Во втором случае душегуб, работник Юстинской районной больницы, бил жену ещё за день до трагедии и даже ударил свою тёщу по голове молотком, но родственники и полиция почему-то не забили тревогу(?!). Кстати, сразу после убийства медбрат совершил суицид – повесился, и снова на глазах своих несовершеннолетних детей. «Дела семейные, разберутся сами», «бьёт – значит, любит», «муж и жена – одна сатана» – возможно, именно так подло думали молчаливые свидетели и очевидцы трагедий. И не отозвались, не прибежали на выручку, не вызвали полицейских.

Гадать, отчего такая чёрствость, не нужно. Домострой давно канул в Лету, а посеянные им семена по-прежнему дают всходы. «Бей бабу молотом, будет она золотом», «хочешь жить душа в душу – тряси жену как грушу» и «если муж бьёт жену, значит, за дело» – так рассуждает в России каждый второй, если не первый. Ведь до сих пор в ходу мнение, что женщина – это собственность своей второй половины.

По данным МВД РФ, более 60% от общего числа правонарушений составляют преступления на бытовой почве. А статистика семейного насилия довольно лукава. Считается, что ежегодно от рук партнёров в стране гибнут 14 тысяч женщин, подвергаются избиению в семьях 600 тысяч россиянок, хотя абсолютное большинство пострадавших выявить не удаётся. Одни жертвы, запуганные мужьями и сожителями, предпочитают лучше быть битыми, чем самим отвечать за свою судьбу, боятся одиночества и материальных проблем. Другие стесняются общества, не находят понимания даже у матерей, отцов и других близких людей. Вот и калмыки в таких случаях говорят: «мууhан дарад су» («не выноси сор из избы»). Но привычные обвинения «сама виновата», «ты его провоцируешь» и совет «терпи ради детей», оказывается, ведут не к долгой счастливой жизни, а прямиком к смерти.

Штраф из семейного кошелька

Как известно, в феврале прошлого года Госдума с подачи депутата Елены Мизулиной приняла закон о декриминализации домашнего насилия. Он перевёл побои, которые наносят близким родственникам, из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения. Теперь тот, кто впервые поднял руку на члена семьи и не причинил вреда его здоровью, отбывает срок от 10 до 15-ти суток, платит штраф от пяти до 30-ти тысяч рублей или отрабатывает 60-120 часов.

- Идея закона была такова: уменьшить количество обращений в правоохранительные органы по поводу сомнительных случаев и наговоров на близких, – объясняет руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. – И многие женщины предпочитают безропотно сносить побои, понимая, что штраф за рукоприкладство супруга придётся заплатить из семейного кошелька. А если его заберут на 10-15 суток, он ещё больше обозлится, и поэтому стараются его не раздражать.

Кстати, после событий в Серпухове и Солнечногорске Московской области, когда один муж в порыве ревности отрубил жене кисти обеих рук, а другой нанёс своей половине 48 колото-резаных ран и убил, появилась информация об ужесточении наказания за агрессию в семье. МВД и Минюст хотят исключить из Административного кодекса денежный штраф и оставить лишь административный арест до 15-ти суток или до 120-ти часов обязательных работ.

Между прочим, многие юристы утверждают, что изначально были против декриминализации домашнего насилия, поскольку после того, как побои фактически узаконили, пошёл их всплеск. Именно осознание неотвратимости наказания многих и сдерживает.

Как наказать насильника?

- Знаете, почему полиция не реагирует на жалобы людей, которым угрожают их мужья, сыновья, внуки, племянники? – спрашивает элистинский юрист Николай Горяев. – Участковый, которому поступают заявления о подобных преступлениях, обязан в течение трёх-десяти дней провести проверку и вынести постановление об отказе в возбуждении дела либо передать материалы дознавателю или следователю. Но он понимает: доказать факт угроз жизни и здоровью трудно, ведь родственники обычно бранятся за закрытыми дверями. Иногда сами полицейские уговаривают потерпевшую сторону забрать заявление. Если была бы представлена аудио – или видеозапись семейных разборок, дать ход делу было бы проще.

Важно знать, добавляет юрист: полиция обязана принять любое заявление и провести проверку по изложенным в нём фактам. Если его не берут, нужно обратиться в прокуратуру, к начальнику отдела полиции или даже к министру и требовать ответа о принятых по жалобе мерах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру