Калмыкия отметит День памяти и скорби о жертвах депортации

27.12.2019 в 14:58, просмотров: 1158

Завтра в Калмыкии отметят День памяти и скорби о жертвах насильственной депортации калмыцкого народа (1943-1957 гг.) по национальному признаку. В Элисте и районах республики пройдут траурные митинги, в доме каждого калмыка зажгут поминальные лампадки – символ поминовения, очищения и благодарения

Калмыкия отметит День памяти и скорби о жертвах депортации

 

В Элисте в 10.00 состоится траурный митинг на мемориале «Исход и Возвращение». В культурном центре «Родина» в полдень покажут короткометражный документальный фильм «Прощай, земля калмыцкая» Арлтана Бембеева. В центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в два часа дня начнется поминальный молебен в память о жертвах депортации. А в Казанском кафедральном соборе в 9.30 состоится заупокойная панихида.

…Прошло 76 лет с того самого скорбного дня в истории народа, когда по ложному обвинению калмыков отправили в сибирскую ссылку. Но боль и слезы не проходят: от воспоминаний о пережитом даже спустя столько времени людям старших поколений становится плохо.

«Я воевал, освобождал родную землю. После тяжелого ранения долго лежал в госпитале, потом меня отправили домой долечиваться. Как же я радовался, что увижу родственников, знакомых, свой хотон Ницян… Но однажды к нам, примерно за 15 дней до дня высылки, прибыла воинская часть. Сказали, что разыскивают диверсантов, предателей. Я не обращал внимания, считал, что ко мне, фронтовику, это не относится. Да и откуда предатели? Почти все мужчины хотона, в том числе мой отец, воевали или же были комиссованы по тяжелому ранению. Какой же наивный я был тогда.

Утром 28 декабря дали нам два часа на сборы, погрузили на арбу, запряженную в верблюда. Ночью мы были уже на станции «8-й разъезд» железной дороги «Астрахань-Кизляр», которую калмыки сами и построили быстрыми темпами для нужд фронта. На путях уже стояли вагоны для перевозки скота. Калмыки стали и первыми «испытателями» моста, только что построенного через Волгу. Как мы, женщины, малые дети, старики, ехали в этих насквозь промерзших теплушках в течение двух недель - не хочу даже вспоминать, - пишет народный писатель Калмыкии, фронтовик Андрей Джимбиев. – В Сибири через 10 лет дали нам «свободу»: можно было из деревни в деревню ходить без разрешения коменданта. Участников войны и коммунистов сняли с учета, а семьи – нет. Получается, что до выхода указа о восстановлении калмыцкой автономии наши женщины и дети оставались предателями…».

В 1991 году был принят закон «О реабилитации репрессированных народов». Однако этот документ нельзя считать исполненным во всех отношениях ко всем народам, подвергшимся этнической депортации. К сожалению, в новейшей истории России становится все меньше людей, знающих об этом позорном факте в истории государства. Причина в том, что рассказывать публично или писать о выселении целых народов и их жизни в местах спецпоселений долгое время было небезопасно. Известно, что многие авторы писем в Кремль, песен и рассказов получили сроки. Даже в период хрущевской оттепели любые разговоры о высылке велись в границах дозволенного, кулуарно. Назваться прилюдно калмыком для молодого человека означало перечеркнуть свои планы… Увы, даже сегодня, когда появились мемуары, документальные фильмы, публикации в СМИ, архивные материалы, ставшие доступными для широкого изучения, все пока сводится к «ошибке в национальной политике», а в общественном сознании все еще много идеологических клише.

… В 21-м веке молодые люди, ровесники новой калмыцкой государственности, более амбициозны, чем их отцы и деды. И хотя к депортации они относятся уже как к давно ушедшей истории, они гораздо смелее рассуждают об этом, сравнивая высылку с войной государства против своих граждан, с геноцидом. При этом , расценивая трагедию своего народа как событие личной биографии, нынешняя молодежь при всей эмоциональности своих суждений не абсолютизирует страдания своих близких, не зацикливается на возмездии. Она гордится за свой народ, достойно переживший репрессии и не держащий камня за пазухой. Есть уверенность, что именно внуки бывших спецпереселенцев избавят калмыцкий народ от комплекса коллективной вины неизвестно перед кем и полностью реабилитируют его.

Надежда БАЛАКАЕВА