Международный морской порт с каналом «Евразия»: для Калмыкии только плюсы

Международный морской порт с каналом «Евразия»: для Калмыкии только плюсы

В московском офисе Азовского морского порта состоялся круглый стол по теме «Каспий: между двух океанов», посвященный транспортно-логистическому инфраструктурному проекту «Международный морской порт Лагань и канал «Евразия». В его работе участвовали российские и иностранные эксперты, потенциальные инвесторы, общественные деятели, представители профессиональных сообществ, отраслевых органов власти, в том числе нашей республики, на территории которой планируется реализовать проект.

Стратегически важный проект

Современный незамерзающий «Порт Лагань», расположенный в акватории Каспийского моря, и эффективная логистическая инфраструктура должны стать основой для организации нового международного транспортного коридора. Предлагаемый также к реализации канал «Евразия», проложенный как альтернатива Суэцкому каналу, будет стратегически значимым проектом для развития торгово-экономических отношений России с такими странами, как Казахстан, Индия, Иран, Пакистан, Китай, Вьетнам.

Опыт эксплуатации уже существующих судоходных каналов на территории России показывает перспективность реализации данного проекта. Так, Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) работает на полную мощность с годовым транспортным оборотом почти в 20 миллионов грузов, рассматривается вариант строительства второй ветки ВДСК. При этом стоимость строительства судоходного канала «Евразия», по оценке экспертов, должна быть ниже в несколько раз, в первую очередь благодаря уникальным природным условиям. Его запланированная длина – на 800 км короче, а перепад высот и, следовательно, количество необходимых шлюзов – существенно меньше.

Для развития экономики региона

По словам участников круглого стола, канал «Евразия» может использоваться для разнонаправленных товаропотоков. Как отметил генеральный директор АО «Порт Лагань» Виталий Дагинов, уже сейчас есть запрос на доставку контейнеров из Индии, Пакистана, Ирана, Китая, Вьетнама в Европу, в обратном направлении канал может использоваться уже для российского и казахстанского экспорта зерновых, леса, металла.

Существующие на данный момент российские порты Каспия в силу ряда условий не могут быть основными транспортными хабами. Астраханские замерзают в зимние месяцы, а в весенние – простаивают из-за ежегодных дноуглубительных работ. Порт в Махачкале имеет узкую направленность в качестве нефтеналивного и не располагает возможностями к расширению. В результате часть российских и зарубежных грузоотправителей перевела свои потоки в морской порт Актау в Казахстане, где товаропоток только за последнее время вырос с трех до 20-ти миллионов тонн в год. В этой связи возникает потребность в строительстве новых портовых сооружений в российской акватории Каспия, и наиболее логичным решением для участников круглого стола является возведение порта в Лагани.

Помимо очевидных географических преимуществ (близость железнодорожных и автомобильных узлов), немаловажным фактором для успешной реализации проекта является поддержка местных властей.

По словам председателя правительства РК Игоря Зотова, в республике понимают значимость такого проекта для экономического развития региона, и со своей стороны подготовили все необходимые документы для инвесторов, а также готовы на интенсивную и долгосрочную работу по строительству и развитию порта и всей его инфраструктуры.

«Мы ориентируется на возведение современных портовых сооружений, способных к круглогодичной работе, оперативному режиму, экономичности, и – в случае необходимости – расширению», – подчеркнул глава кабинета министров Калмыкии.

Логичная логистика

Интерес к проекту есть и у потенциальных инвесторов. Заместитель генерального директора компании ООО «С» Владимир Волков заявил о всесторонней поддержке строительства порта Лагани и канала «Евразия». По его словам, реализация проекта позволит перекроить картину существующих мировых транспортных потоков, и – в первую очередь – контейнерных.

Компания «С» хорошо известна на рынке международных перевозок, является участником Вьетнамо-Российского индустриального парка и совладельцем порта в Хайфоне (Вьетнам). Кроме того, она собственник порта в Азове, который должен стать одним из ключевых перевалочных пунктов вышеназванного канала.

Участники круглого стола пришли к выводу, что предложенный инфраструктурный и транспортно-логистический проект «Международный морской порт Лагань и канал «Евразия» имеет полное торгово-экономическое обоснование, чтобы продолжить усилия для обеспечения государственной поддержки на всех уровнях и привлечения российских и иностранных инвестиций для реализации проекта.

Перспективы и преимущества

Намечаемый к строительству морской порт предполагается разместить в двух километрах к юго-востоку от Лагани. Город расположен в Прикаспийской низменности на юго-востоке европейской части Калмыкии и является административным центром Лаганского районного муниципального образования с населением 15 тысяч человек.

Город Лагань был основан как поселок рыбаков на небольшом острове, который позже превратился в полуостров, и долгое время считался морским портом. Расстояние от райцентра до Элисты достигает 315 км, до Астрахани – 175 километров.

Преимущество строительства международного порта с каналом заключается в близости железнодорожных и автомобильных путей сообщения. Расстояние от железнодорожной станции Улан-Хол до «Порта Лагань» достигает 42 км, от федеральной автотрассы до «Порта Лагань» – 12 км. Близость с Ираном позволяет гарантировать круглогодичный товарооборот зерна из России до 10 миллионов тонн в год (в том числе в рамках уже существующих договоренностей о его поставках из Ставрополья) и овощей и фруктов из Ирана. Общий объем товарооборота может составить до 45 миллионов тонн в год.

Есть перспектива вхождения в Зону свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран, что обеспечит значительный прирост ВВП между участниками соглашения.

Еще одним плюсом является естественное географическое пересечение транзитных грузопотоков между странами Европы и Азии/Ближнего Востока (Ираном, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Ираком, Ливаном и Сирией).

Пул основных инвесторов сформирован

Как видим, поднятые на встрече вопросы имеют большое значение не только для целей строительства порта в Лагани и канала «Евразия», но и впрямую затрагивают вопросы развития общей структуры экономики России. Участники круглого стола отметили, что развитие морской портовой инфраструктуры, внешнеэкономических и торговых связей является одной из приоритетных, стратегических государственных задач в соответствии с указом президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике», Государственной программой «Развитие транспортной системы», стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года и целями обеспечения национальной безопасности.

Увеличение и динамичность спроса на морские перевозки, транспортировку грузов, усиление конкуренции ставят перед страной вопросы необходимости развития и расширения российской морской портовой инфраструктуры, достижения инновационно-технологического лидерства в этом секторе хозяйствования. Зоной особых интересов в данном контексте является Каспийский бассейн.

Предметом особого внимания участников стала особая, стратегическая важность порта «Лагань», который экономически и технологически интегрирован в другой мегапроект – канал «Евразия». Среди его бесспорных плюсов является значительный транзитный транспортный потенциал, в том числе контейнерные перевозки, перевозки нефти, газа, сельскохозяйственных продуктов, металлоконструкций, выгодное геополитическое положение: прямой выход к международным морским путям.

Важным преимуществом мегапроекта является уже сформированный пул основных инвесторов и других потенциальных участников, а также высокая заинтересованность в реализации в кратчайшие сроки не только со стороны прикаспийских государств, но и таких стран, как Индия, Пакистан, Иран, Китай, Вьетнам.

Строительство порта «Лагань» и канала «Евразия», ввиду многосоставного и комплексного характера, требует координации действий со стороны федеральных органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединения усилий и ресурсов государства, бизнеса и других экономических агентов. Необходимо законодательное обеспечение реализации проекта, фискальные преференции, кадровое и социально-бытовое обеспечение, соблюдение экологических требований и других организационных механизмов.

Участники круглого стола выражают надежду на то, что проект получит поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти и населения Калмыкии. Ведь одной из его ключевых целей является повышение уровня жизни россиян и социально-экономическое развитие регионов. Инициаторы проекта открыты и готовы к сотрудничеству с гражданским обществом, представителями органов власти, бизнеса и СМИ.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру