В Калмыкии звучит музыка первого профессионального композитора

В Калмыкии звучит музыка первого профессионального композитора

По всей Калмыкии в эти дни звучит музыка Петра Чонкушова, первого профессионального композитора республики. Мэтру калмыцкой музыки 7 декабря исполнилось бы 90 лет.

В честь заслуженного деятеля искусств КАССР и  РСФСР, лауреата Государственной премии Калмыкии имени Героя Советского Союза Оки Городовикова, кавалера ордена Дружбы Петра Чонкушова творческими коллективами в онлайн-режиме проводятся концерты, вечера памяти, показы видеофильмов.

К примеру, «Попурри» на тему песен Чонкушова исполняет оркестр Государственного академического ансамбля песни и танца «Тюльпан», с которым композитор сотрудничал на протяжении всей жизни.

Биографический видеофильм «Музыка длиною в жизнь» подготовила музыковед Янина Зуева, преподаватель Элистинского колледжа искусств, в котором работал Петр Чонкушов и который сейчас носит его имя.

К челленджу, запущенному Национальным оркестром Калмыкии, подключились дети и внуки композитора, проживающие в Москве и Германии.

Цикл вечеров «Пусть Ваша музыка звучит…» для поклонников творчества композитора подготовлен Национальной библиотекой имени Амур-Санана.

В Калмыкии вряд ли найдется человек, незнакомый с творчеством Чонкушова, главной целью которого было довести калмыцкую профессиональную музыку до уровня лучших образцов отечественной многонациональной музыки. И это ему удалось достичь, считают музыковеды разных поколений. Не зря же он был избран Американским биографическим институтом выдающейся личностью за вклад в культуру человечества. Его биография помещена в «Золотой зал Славы»  в городе Нью-Йорк.

И в самом деле, его произведения открыли новые пути для свободного развития национального искусства. Для Калмыкии Чонкушов больше, чем композитор. Творчество маэстро – это настоящая сокровищница. Он сумел пронести любовь к своему краю и своему народу через года и поколения, считает заслуженный деятель искусств Калмыкии, музыковед Лариса Сафарова, бывшая коллега композитора по училищу искусств, написавшая монографию о нем.

Как вспоминает она, песня  «Элистинский вальс» в исполнении народной артистки России Валентины Ильцарановой вошла в золотой фонд Калмыцкого гостелерадио. Композиция знакома каждому жителю республики. Но не все знают, что музыку к стихам народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева написал Петр Чонкушов. Благодаря песням к композитору пришли признание и всенародная любовь. «Харада», «Иньгтян» также одни из самых любимых и часто исполняемых вокалистами композиций. Его произведениям всегда была уготована счастливая судьба. Как только автор передавал нотную рукопись певцам, она разучивалась и исполнялась сразу, тотчас находила своего слушателя. Он никогда не писал в стол.

Предлагаем отрывки из воспоминаний Ларисы Сафаровой, Янины Зуевой и других преподавателей Элистинского колледжа искусств имени Петра Чонкушова:

- Жизненный и творческий путь маэстро – пример не только для его потомков. Петр Чонкушов родился в Москве, в семье бывшего политрука эскадрона Очира Баторовича. Мама Джиджни Шопеновна была первой калмычкой-шофером. Они смогли привить сыну любовь к литературе и музыке, которые и определили его будущее. Петр, с детства очень любил читать. Мальчика увлекали литература и история. В три года малыш чисто интонировал любимые детские песенки и калмыцкие протяжные, что пела ему мама, в четыре - уже играл на балалайке.

Петр с большим рвением стремился к познанию музыкальных «тайн». Он поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции и готовится к сдаче первой сессии. Но его, как и всех земляков, ждала ссылка в Сибирь и возвращение на Родину, спустя 13 лет.

Чонкушов понимал, что необходимо учиться дальше, чтобы стать настоящим композитором. В июне 1967 года пришло письмо в Министерство культуры Калмыкии, в котором говорилось о выделении целевого места для обучения в Казанской Государственной консерватории. Решено было отправить Чонкушова. Тогда ему было почти 37 лет. Но экзамены были сданы с легкостью. В Татарстане молодой автор постигал главные задачи - изучал основы композиторской профессии, жанровые особенности, истоки и характер калмыцких народных мелодий.

По окончании консерватории Чонкушов поднялся на новую ступень жизни. Пётр Очирович пишет музыку к спектаклям Калмыцкого драматического театра «Бумбин орн», «Кенз байн», «Булгун», «Гимн матери», балет «Усн», созданный по мотивам калмыцких народных сказок. Работает в крупных жанрах - «Степные эскизы» и «Рапсодия на калмыцкие темы» для оркестра калмыцких народных инструментов. В 1992 году композитор, специально для молодого Камерного оркестра под руководством Надежды Нуркаевой, пишет «Поэму для скрипки и камерного оркестра».

За годы учебы им был создан разножанровый творческий багаж – «Фантазия на калмыцкие темы для эстрадного оркестра», а также «Вариации на калмыцкую тему», «Сонатина для скрипки и фортепиано», который были позднее записаны на пластинку Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия». Кстати, она хранится в музее Элистинского колледжа искусств, который носит его имя. Его творчество было понятно и интересно каждому - и профессиональному музыканту, и простому обывателю.

За годы творчества маэстро создал около двухсот произведений. Среди них шестьдесят песен, музыка к десяти театральным постановкам, балетам, 25 крупных инструментальных сочинений для оркестра различных составов, около 60 пьес для учащихся детских музыкальных школ.

Перед каждым из названных жанров уместно слово «впервые». С творчеством Петра Чонкушова в национальную культуру республики вошли такие формы, как вариация, опера-балет, концерт, реквием, вокально-симфоническая поэма.

Творческое наследие талантливого калмыцкого композитора – это национальное сокровище. И все это бережно хранят его последователи, ученики и родные. Его произведения широко известны как в Калмыкии, так и далеко за ее пределами. Их исполняют музыканты России, Германии, Испании, Франции, Голландии, Ирака. 

За вековую историю калмыцкая земля взрастила немало талантов. И преемственность поколений сохраняется. Примером может послужить внук Петра Очировича - солист Московского камерного оркестра Петр Чонкушов - младший. Он любит исполнять «Поэму для скрипки», написанную дедом в 1992 году. Музыка очень тонко отражает дух того времени. Именно ее молодой артист представил в Кремле в марте  2020 года на юбилейном концерте, посвященном 100-летию калмыцкой автономии.

Среди созданных Чонкушовым произведений: «Степные эскизы» и «Вечер в Хотоне». Их фрагменты использовал заслуженный деятель искусств республики Савр Катаев в музыкальном подношении, посвященном всем юбилейным датам в этом году, в том числе и 90-летию Петра Очировича. Они прозвучали в исполнении народного артиста Калмыкии Арслана Шовгурова, Национального оркестра КалмГУ и студентов Элистинского колледжа искусств. 

Савр Катаев вспоминает, что на выбор нынешней профессии повлияла встреча с маэстро. 11-летним мальчишкой Савр приезжал на конкурс домбристов. Председателем жюри был Петр Чонкушов. Заняв 9 место, юный музыкант принял решение сменить домбру на баян. Спустя много лет Савр Катаев, будучи заслуженным деятелем искусств Калмыкии, стал в 2008 году дирижером Национального оркестра Калмыкии, и выступил в программе памяти Петра Чонкушова. 

Чонкушовым написаны многочисленные песни, цикл романсов «Зов апреля» на стихи Давида Кугультинова, баллада-монолог «Вечный огонь» на стихи Константина Эрендженова, вокально-симфоническая поэма «Сын степей», кантата «Вечный огонь» по произведениям Константина Эрендженова, «Реквием-воспоминание» на стихи Лиджи Инджиева и Николая Санджиева.

Петр Чонкушов всегда стремился придать своим песням не просто национальное звучание, ему важно было глубинное осознание своих этнических корней, желание быть услышанным своим народом. За создание произведений крупной формы, в том числе и вокально-симфонической поэмы «Сын степей», Петр Очирович Чонкушов в 1980 году удостоен звания лауреата Государственной премии имени Оки Городовикова.

 Заветной мечтой его было создание оперы. Эпос «Джангар» для Чонкушова, по его собственному признанию, был священной книгой, в которой дорого всё: каждая строка, каждое слово. Премьера оперы-балета состоялась 25 августа 1990 года в Элисте, в дни празднования 550-летия калмыцкого эпоса. Как дань памяти всем, кто пережил страшную трагедию – депортацию калмыков в Сибирь создан «Реквием-воспоминание» Петра Чонкушова. Исполнение «Реквиема» 27 декабря 1993 года нельзя назвать ни премьерой, ни событием в музыкальной жизни. Это что-то большее, вспоминают коллеги.

Хотя сам Чонкушов не считал себя уникальным. Просто любил и чувствовал музыку. Творил то, что создавала его душа. А это дано не каждому.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру