Скандал в калмыцком министерстве «бескультурья»

18.11.2019 в 18:32, просмотров: 12769
Скандал в калмыцком министерстве «бескультурья»
Государственный театр танца Калмыкии "Ойраты".

В Гималаях есть крошечное государство Бутан, где работает самое настоящее министерство счастья. Там правительство посчитало нелепым опираться на финансовые показатели (ВВП) как на уровень благосостояния страны и решило измерять степень развития королевства по ощущению радости его гражданами.

Похоже, скоро и мы по чувствам и эмоциональному фону приблизимся к этой южноазиатской стране. Жаль, в последнее время протестные настроения «подпортили» картину всеобщей благости, в которую мы погрузились с приходом на должность министра культуры Хонгора Эльбикова. Возглавляемое им с июня 2015 года ведомство московский кинорежиссер Элла Манжеева назвала «министерством праздника», а директор Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» Владимир Надбитов добавил: «а теперь еще и религии, и все это не во благо, а во вред национальной культуре».

По словам хореографа, сейчас в Элистинском колледже искусств на первом курсе отделений фортепиано, русских народных инструментов, на 2 и 3-м курсах теоретического отделения… нет ни одного студента! На остальных курсах, в том числе во всем отделении духовых и струнных инструментов, – по одному учащемуся, а отделение хореографии, за ненадобностью(?), вообще закрылось. 

За все время работы министра художественный руководитель «Ойратов», Герой Калмыкии, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Надбитов говорит о возобновлении работы худсовета, но не было ни единой попытки собрать дирижеров, балетмейстеров, режиссеров, худруков, а ведь, по словам его сына, «именно творцы и их творчество – двигатель культуры; это с ними министерство должно вести работу, ведь основа этой сферы – исключительно творческие люди, и слушая мнение деятелей, министр и его аппарат смогли бы хоть поверхностно начать разбираться в искусствах и оценивать их уже по работе, а не по каким-то личным пристрастиям».

«Хонгор Бадмаевич, по какому принципу вы защищаете, тянете и финансируете некоторых руководителей и организации? По принципу лояльности к вам? – обращается к министру Надбитов-младший. – Жаль, что вы не из творческой среды, и не осознаете, насколько губительно ваше непонимание этого. Скоро в клубах будет выступать одна самодеятельность, потому что кадры надо воспитывать, на что нужно время, финансы и много труда».

Директор театра с горечью констатирует, что «министерство культуры и туризма плавно переформировалось в министерство религии и праздника», поскольку Эльбиков, будучи врачом анестезиологом, некогда работавшим в роддоме, уже много лет служит и личным переводчиком верховного ламы Калмыкии.

«Я ничего не имею против буддизма, сам ежедневно читаю ном (молитвы) и делаю простирания, но не это задача минкульта! – восклицает Надбитов. – Во время приезда лам или религиозных праздников работа министерства парализуется. Может, вам, Хонгор Бадмаевич, следует определиться, что для вас важней, и заниматься тем, что вы лучше знаете и любите?».

«Недавно «Ойраты» давали премьеру, коллектив готовился год, – продолжает директор театра танца. – Но вы выполняли работу переводчика и на премьеру, конечно же, не пришли. Так неужели в центральном хуруле нет переводчика? Что, аж целый министр республики бросает вверенное ему ведомство и бежит переводить с тибетского на русский?

У буддизма много приверженцев, учеников, защитников во всем мире, а у нашей калмыцкой культуры – кто? Кому она нужна, кроме нас, и кто мы без нее? Но если не можете ей принести пользу, так хоть не вредите, если вы буддист и калмык».

«А вот интересно, сможет министр после этого обращения выйти на открытый (публичный) диалог с нами? – спрашивает народный артист Калмыкии, генеральный директор Республиканского русского театра драмы и комедии РК Виктор Хаптаханов. – Мы уже привыкли к тому, что должное быть обычной деятельностью руководства возводится в степень подвига, что ведомство не дает, а требует; поощряет только по каким-то своим критериям и наказывает – забвением.

Проснитесь, коллеги, избавьтесь от навязанной вам рабской психологии! Не культурные ценности республики этих чиновников интересуют, а свое статусное положение. От чего и от кого бегут выдающиеся люди? Не от родины своей, а от них, безразличных, безличных. Банальное выражение «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» еще живо. Почему столько лет не были по-настоящему оценены, а напротив - «задвинуты» Петр Надбитов, Владимир Каруев, Аркадий Манджиев, Данара Шалханова и другие деятели, ставшие достоянием и гордостью нашей республики? Потому что неудобны, потому что не согласны. Насколько легче с «подпевалами», соглашателями, с бездарностью, которым тоже абсолютно безразлична судьба родины. Кто-то из наших сказал: «И в юрте можно взрастить нобелевского лауреата», было бы только кому взращивать».

Опубликованное в соцсетях словно вскрыло четыре года зревший гнойник. Люди практически были единодушны: «Профессионалов в министерстве нет, абсолютно случайные люди». «А там до сих пор илюмжиновско-орловский состав. Достало дилетантское управление!». «Давно пора минкульт разогнать и пригласить профессионалов, которые понимают в искусстве и болеют душой». «А может, всем нам выйти на митинг и потребовать отставки министра?». «Никаких митингов! Только профессиональный разговор». «А как так получилось, что Петра Тимофеевича не слышат? Это же надо быть такими бездарями без мозгов – и занимать такие посты!». «Пора начать финансировать творчество, а не лояльных к себе людей, убивающих культуру республики». «Лично с Эльбиковым не знакома, но я и мои односельчане благодарны ему, потому что при нем у нас начали строить дом культуры». «А сельские клубы финансируются не из его кармана, а по федеральным программам». «Как все плохо. Не будет культуры – не будет народа». «А стипендия у студентов училища искусств какая, знаете? Двести рублей в месяц! В классах художественного отделения очень холодно, а там дети сидят и часами рисуют». «Если нет студентов, то некому будет учить будущее поколение. Кто будет играть на инструментах, танцевать народные танцы? Если не будет творческих людей, о какой культуре нации можно говорить?». «Интересно, а как колледж финансируется? Там на каждого учащегося с десяток преподавателей. Золотые получаются студенты». «Самодеятельное руководство – самодеятельный результат. Эльбиков не был ни на одном спектакле Русского театра!». «А все началось с Кирсана Илюмжинова, когда он назначил министром сельского хозяйства своего двоюродного брата – учителя английского языка, который не мог отличить быка от барана, а чабанов призывал не мучиться от ежегодной стрижки овец и стричь их раз в три года. И такая петрушка во всех отраслях». «Да Хонгор Эльбиков – самый нормальный министр. Он набожный, а значит, не ворует. И неплохой менеджер: строит в селах дома культуры». «Сельские ДК возводятся по федеральной программе! Они строятся по всей стране, и не надо преувеличивать заслуги министра». «Колледж искусств фактически работает вхолостую. Он не соответствует своей основной уставной деятельности – не выполняет плана набора и выпуска, не занимается профориентацией. Это имитация деятельности и профанация чистой воды». «А знаете, что сейчас наши государственные коллективы вынуждены брать на работу музыкантов, даже не знающих нот? Приходится ездить по стране, выбирать и приглашать на работу танцоров из других регионов, так как республика их не готовит». «Да культура – самое ценное в народе, самобытность и индивидуальность, отличающая нас от других. В настоящее время «укрупнения» национальных территорий кому-то, по всей вероятности, выгодно ставить некомпетентных руководителей и уничтожать остатки наследия. Плачевное положение нашего народа не только на экономическом уровне совершенно на руку приезжим и заезжим варягам. А калмыцкое общество, растертое по просторам планеты, не имеет возможности даже мысленно опереться на свой регион, потому что нет духовного и культурного обогащения. Нам не нужны в культуре анестезиологи-акушеры, это однозначно!». «Володя абсолютно прав. Еще много чего можно добавить. Ни одного министра так не боялись, как Эльбикова. И дело даже не в страхе. Работать надо, а не молиться в рабочее время». «Что за клевета? Или это вирус последних событий? Когда я прочла пост, первым делом позвонила в министерство и попросила немедленно вмешаться! Надеюсь, реакция поступит обязательно. И кто вам сказал, что министр должен быть человеком из культуры? Творческие люди обязаны заниматься творчеством. К тому же надо еще уметь деньги «заводить», исполнять, привлекать инвесторов, хозяйственником своей отрасли быть. Это неэтично – приплетать сюда религию. И я соглашусь с Эдуардом Бурлаковым, что человек, совершающий практики, совмещающий дела культуры с религией, не может быть без совести». «Очень эмоционально, Ольга Сердюкова, но если есть федеральные программы, то нужно быть вообще дураками, чтобы ими не воспользоваться. При наличии грантов не такая уж и сложная задача. В том, что каждый обязан заниматься своим делом, вы правы: врач должен работать в сфере здравоохранения. А если министр – человек верующий, то он не может в рабочее время и во вред делу зарабатывать свой личный буйн (заслуги)». «Говорите, Эльбиков строит в селах дома культуры? А вы своими глазами их видели? Вот приехали «Ойраты» в новый так называемый ДК в райцентре Садовое. Коллектив подготовился, решил порадовать селян. Но на сцене смогли поместиться только четыре пары танцоров! А ведь сцена – это главный объект в любом доме культуры, театре и клубе, вокруг нее и строятся все остальные помещения, а тут она размером с зал панельной квартиры. Просто взяли и бестолково «закопали» федеральные средства. Сколько денег убито зря! В Шатте, Чилгире, Первомайском и Кумском строятся однотипные СДК со сценой размером 7х4 метров. Эти «дворцы» – на 100 посадочных мест, в которых не предусмотрено ни кондиционирования, ни даже туалета. Я был на коллегии, где зачитывались отчеты по этим «сараям», и знаю, что говорю. Чтобы сделать туалет, заказываются изменения проекта и идет удорожание на 800 тысяч рублей. А каждый такой «дом культуры» обходится в 23,5 миллиона. На эти деньги можно построить что-то нормальное, как думаете? Вот вам и эффективный менеджмент». «Владимир Петрович, насколько я осведомлена, министр и министерство не имеют отношения к параметрам сцены и количеству посадочных мест, каким будет дом культуры, решает заказчик. Если сможете доказать вину и причастность к «закапыванию» федеральных денег, подавайте иск, пишите жалобу в прокуратуру. Если нет – можно ответить за ложные обвинения». «Ольга, вы уже второй раз призываете привлечь меня к ответственности и вместе с Эдуардом занимаетесь провокацией. Я говорю, что дилетантство в культуре губительно, а вы забалтываете тему, передергиваете, уводите разговор в сторону. Кто заказчик, я не знаю и не говорю. Но кто бы им не был, это объекты культуры. Понимающий в творчестве министр и его люди знали бы, что сцена – главное в этих объектах, и обратили на это внимание еще на стадии проекта. Нет профессионального менеджмента в ведомстве, и этот состав работников не компетентен решать вопросы искусств». «А я считаю, что Эльбиков сидит на своем месте. Лично поддерживаю его и сотрудников министерства культуры и туризма. Считаю Хонгора Бадмаевича порядочным и честным человеком». «Браво, это шедевр, Юрий Кекеев! Давно так не смеялся. Здесь поднята профессиональная тема, так что не лезь». «Вот вчера прошел брифинг Эльбикова. Оказывается, у нас давно существует худсовет, и все хорошо. Как убедились, в министерстве процветают откровенное вранье с профанацией». «Выступление Владимира Петровича – по существу, особенно на этапе перемен. Необходимы конкретные профессионалы, морально, психологически, этически и нравственно готовые к руководству в своих сферах».

«Вот вы объясните, что надо сделать Петру Тимофеевичу, работы которого оценило ЮНЕСКО, чтобы его услышал Эльбиков? – удивляется Владимир Надбитов. – Как еще доходчивей объяснить значимость его работ, если есть оценка Союза государственных профессиональных коллективов России и президента международного совета танца ЮНЕСКО Алкиса Рафтиса? Что еще нужно кому-то объяснять после оценки профессионального сообщества России и мира?»...

«Я уважаю профессионалов в любой отрасли, тем более в сфере искусств, и ничего не говорю просто так, – продолжает хореограф. – После публикации поста Хонгор Бадмаевич мне позвонил и попросил его удалить. Знаю, кому еще он звонил. Даже смешно, как запуганные дети: Толкачева (директор Государственного детского ансамбля танца «Тюльпанчик») убрала «лайк», Милованова (художественный руководитель Театра костюма и пластики) удалила свой комментарий. Вижу, работа ведется. И не надо, Ольга, лишних слов и эмоций, когда есть факты. Заметьте, я не касаюсь личных качеств Эльбикова, не перехожу на личности и оскорбления, а говорю только о деле».

«Владимир Петрович, а я и не подозревала, что вас не поддерживают, - удивляется заслуженная артистка Калмыкии, Ингушетии и Монголии, директор Национального оркестра РК Данара Шалханова. - Казалось, что у «Ойратов» в части финансовой поддержки все хорошо. Представляю, каким вы станете изгоем для министерства за высказывание своей позиции. Так нельзя, надо молчать, соглашаться, быть как все, иначе ты «зазвездился», «надел корону», и тебя начнут игнорировать по полной программе. Очень жаль: у всех одна цель, но к нам относятся предвзято и финансируют по-разному».

«Да, финансирование, мягко говоря, непонятное, но здесь я говорю о наших глобальных проблемах, фундаментальных для искусства: нет кадров! – подчеркивает Надбитов-младший. – У работников ведомства совершенно нет понимания, что такое искусство (из сферы культуры там работают только два человека!), какие задачи ставить для отрасли, что является главным, чем ценен тот или иной коллектив и его репертуар. От незнания дела и нежелания вникнуть и происходит бардак.

Речь идет уже о деградации национальной культуры, и больше молчать я не буду. Не будет кадров – не будет культуры. Не будет культуры – не будет народа, как бы пафосно ни прозвучало. Здесь я вынес беды не только своего коллектива, а проблемы всей сферы. И главный вопрос – дилетантство».

"У оппонентов что-то уж слишком много слов, диалог какой-то противоестественный, – резюмирует любимец публики, поэт и артист Виктор Хаптаханов. – Вычурное многословие тянет на постановочность, мы ведь, честно говоря, все про всех знаем, поскольку в культуре десятки лет. Остается добавить: никогда не объясняйте дураку, что он дурак. Он не поймет, потому что он – дурак"...