Первому скульптору Калмыкии исполнилось бы 95

11.01.2019 в 09:57, просмотров: 460
Первому скульптору Калмыкии исполнилось бы 95

Первому профессиональному скульптору Калмыкии – народному художнику РСФСР Никите Амолдановичу Санджиеву вчера исполнилось бы 95 лет.

Родился он в семье чабана в поселке Бор-Нур Калмыцкой АССР. Родители назвали его Никитой в честь русского односельчанина, который первым переступил порог их дома после недельной метели.

Детство Никита провел в степях, рядом с отцом и отарой овец, но рано лишился родителей и в 1937 году попал в детдом в селе Вознесеновка. После седьмого класса его перевели в школу-десятилетку, расположенную в граничащий с Астраханью поселок Калмыцкий базар.

В 1941 году семнадцатилетний Санджиев хотел уйти на фронт, но его направили в Астраханское авиационное училище, где готовили военных авиамехаников. В 1942-м в числе лучших выпускников зачислили в спецшколу пилотов гражданского воздушного флота, а затем в высшую школу военных летчиков в Кировабаде (ныне Гянджа, Азербайджан).

Стать профессиональным летчиком ему не довелось. Был депортирован вместе со всем калмыцким народом, жил и работал в Новосибирской области. Освоил несколько рабочих профессий, а в свободное время занимался рисованием и лепкой как любитель.

Так продолжалось до тех пор, пока не познакомился с эвакуированным из Москвы скульптором Д.С. Соколовским, который принял деятельное участие в судьбе даровитого калмыка. Устроил его в бутафорский цех Новосибирского театра оперы и балета, познакомил со многими деятелями искусства.

С подачи новых друзей Санджиев озадачился получением профессионального образования. В те годы спецпереселенцам жить и учиться в Москве или в Ленинграде было нежелательным. Поэтому Никита Санджиев выбрал Минск. С 1956 по 1959 годы он работал штатным скульптором в Белорусском отделении Художественного фонда СССР и параллельно учился в Минском художественном институте.

Получив диплом, 35-летний скульптор в 1959 году приезжает на родину уже известным в творческих кругах мастером. Тогда же ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР». Через год избрали председателем оргбюро Союза художников КАССР, которое он возглавлял на протяжении 11-ти лет.

Как общественник Никита Амолданович сделал очень многое для развития изобразительного искусства Калмыкии в целом и, в частности, скульптуры. За свои заслуги был удостоен звания заслуженного художника РСФСР в 1974 году. Через десять лет стал народным художником РСФСР.

Никита Санджиев является автором и соавтором многих мемориалов и памятников в Элисте и районах республики. Среди них конный памятник полководцу Оке Ивановичу Городовикову, мемориал героям Гражданской и Отечественной войн, памятник воинам 28-й Армии.

И если в этих произведениях Никита Амолданович как воспитанник советской школы изобразительного искусства стремился к монументальности образов вкупе с атрибутикой революционного прошлого, то его станковые произведения отличаются не только выразительностью внешних форм, но и глубоким внутренним содержанием. Таких работ у него десятки. Только в фондах Национального музея им. Н. Пальмова имеется более сорока произведений. Некоторые украшают улицы Элисты.

Ярким примером является памятник Пушкину – художник вылепил только голову гения и установил ее на высоком постаменте на фоне металлической декоративной решетки с рельефными изображениями сюжетов путешествий поэта в калмыцкую степь, сопровожденными вечными строками его произведений. Как пишут искусствоведы, «оригинальность и простота скульптурного изображения, отказ от всего лишнего помогает достичь в памятнике максимальной концентрации образа». Вся композиция была органично вписана в Пушкинскую аллею, что возле Культурного центра «Родина», украшенную светильниками, стилизованными под старинные фонари, и небольшим фонтанчиком. Все вместе создавало атмосферу уюта и уединенности. Здесь часто собирались книгочеи, шахматисты, молодые назначали друг другу свидания.

Но кому-то в голову пришло разрушить ансамбль. Вместо памятника Пушкину Никиты Санджиева, который перенесли ко входу в городскую библиотеку, поставили скульптуру другого автора. Увы, замена, как считают горожане, неравноценна. Главное, она разрушила целостность всей архитектурно-скульптурной композиции аллеи. Сам скульптор до этого варварского поступка не дожил: умер в 1994-м в возрасте 70-ти лет...