Подношение богам. Как готовят традиционный калмыцкий чай

18.11.2018 в 16:38, просмотров: 928

Этим необычным напитком на основе молока, соли, масла или жира освящают новое жилье, с пиалой встречают новорожденного ребенка и провожают ушедшего в иной мир. Калмыки верят, что можно продлить жизнь и удалить препятствия с ее пути с помощью ритуального приготовления самого любимого в народе напитка – молочного чая.

Подношение богам. Как готовят традиционный калмыцкий чай

Чайная церемония — один из важных обрядов калмыков. В ней отразились их национальный дух, религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность традициям и обычаям предков.

Этим необычным для стороннего человека напитком на основе молока, соли, масла или жира освящают новое жилье, с пиалой встречают новорожденного ребенка и провожают ушедшего в иной мир. Калмыки верят, что можно продлить жизнь и удалить препятствия с ее пути с помощью ритуального приготовления самого любимого в народе напитка – молочного чая. Согласно преданиям, калмыцкий реформатор буддизма Цзонхава однажды занемог и обратился к лекарю. Тот прописал ему божественный напиток и велел принимать в течение недели на голодный желудок. Исполнив указания, на седьмой день, по лунному календарю совпавший с 25-м днем месяца Барса, Цзонхава избавился от недуга.

В память о чудесном исцелении он повелел всем верующим в этот день ставить бурханам (богам) лампадку и, прибавив к своему возрасту один год, варить исцеливший его «хальмг ця», то есть калмыцкий чай, или джомбу, совершать чайный ритуал подношения божествам и угощать напитком родных и знакомых.

Обязательный атрибут чая – тертый мускатный орех

«Безусловно, хальмг ця стал неотъемлемой частью жизненного уклада любой калмыцкой семьи, о нем слагают стихи и песни, в республике даже празднуют День калмыцкого чая, – делится с «МК в Калмыкии» элистинец Бадм Кунгаринов. – Джомба варится с молоком, солью и маслом. Рецепт довольно простой. Воду ставим на огонь, нагреваем. Засыпаем в кастрюлю заварку (в идеале — прессованный плиточный чай). Кипятим, солим. Вливаем молоко, перемешиваем. Добавляем сливочное масло, толченый мускатный орех (некоторые кладут лавровый листок). Долго мешаем половником. Накрываем кастрюлю крышкой, чтобы варево настоялось».

Смотрите фоторепортаж по теме: Как правильно готовить калмыцкий чай
12 фото

Первая порция свежего чая – деедж – преподносится в качестве подношения богам (бурханам). Напиток наливается в жертвенную чашечку на алтаре. По истечении времени деедж отдают детям, в основном мальчикам. Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, демонстрируя тем самым свое уважение гостю. Строго учитывается иерархия присутствующих: сначала напитком угощают старшего по возрасту. Принимающий пиалу должен взять ее обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал окропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йорял), в котором добрые слова адресуются самому напитку, хозяевам, их семейству и родичам. Выпив чай, гости возвращают пустую посуду хозяину. Категорически запрещается переворачивать пиалу вверх дном.

«Наши предки всегда почитали землю и поклонялись солнцу, луне. Для этого они регулярно совершали обряды жертвоприношения земле и небесным светилам и по-особому относились к предметам, формы которых напоминали объекты культа. Например, им запрещалось наступать на порог кибитки, держать дома пиалы с отломленными краями и трещинами (последнее соблюдается и сегодня), – рассказывает Владимир Шарманжинов из поселка Ики-Бурул. – Вообще, предназначенная для гостей утварь должна соответствовать канонам традиционного этикета. Есть даже калмыцкая пословица «Хотын сяяг кююнд ог» («Лучшую пищу отдай гостю»). А хорошей еде должна соответствовать качественная красивая посуда, чему нас, молодых, учат с детства». Вышеприведенный рецепт калмыцкого чая — это лишь адаптированный к современным условиям вариант. Традиционно для его заправки калмыки использовали не сливочное масло, а топленый бараний жир, обжаренные кусочки курдюка и костного мозга барана. Это даже отметил великий русский поэт Пушкин в заметках к «Путешествию в Арзрум».

«В котле варился чай с бараньим жиром и солью, – писал Александр Сергеевич. – Она предложила мне свой ковшик. Я не хотел отказаться и хлебнул, стараясь не перевести духа. Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже. Я попросил чем-нибудь это заесть. Мне дали кусочек сушеной кобылятины. И я с большим удовольствием проглотил его» («Кавказский дневник», 15 мая 1829 года).

Действительно, те, кто пробует этот чай впервые, удивляются его непривычному соленому и жирному вкусу. Но вскоре быстро привыкают и уже становятся фанатами этого бодрящего и полезного напитка.

«Помнится, во время учебы в медицинском институте я в общежитии постоянно варила калмыцкий чай и угощала им своих однокурсников, – вспоминает врач-эндокринолог Надежда Джерентинова. – Вначале ребята думали, что это молочный суп, и удивлялись, почему он без вермишели. Ну а потом напиток они полюбили и, кажется, до сих пор сами его варят и пьют. Чай очень сытный: можно с утра выпить одну пиалу и не есть целый день».

Зачастую джомба подается к столу как блюдо, а не напиток. Его, как уже было сказано, принято подносить в больших пиалах, к нему обязательно предлагаются борцоки (традиционное блюдо кочевников-скотоводов в виде небольших пончиков из пресного или дрожжевого теста). Кто-то ошибочно утверждает, что калмыки используют борцоки вместо хлеба. На самом деле это праздничная выпечка, и без нее, как и без горы отварной баранины и говядины, приправленной солью, перцем, луком, чесноком и укропом, не обходится ни одно калмыцкое торжество.