Как Розенбаум и Расторгуев работали в Калмыкии

24.09.2018 в 15:40, просмотров: 1172
Как Розенбаум и Расторгуев работали в Калмыкии

В прошлом году лидер известной группы «Любэ» Николай Расторгуев отпраздновал свой 60-летний юбилей. Чего только не было в жизни популярного певца и композитора! Даже сценический дебют в Элисте и активная работа в вокально-инструментальном ансамбле, приписанном к Калмыцкой государственной филармонии.

Популярный в 1970-х годах вокально-инструментальный ансамбль «Шестеро молодых» обязан своему появлению Вилену Дарчиеву, достаточно известному деятелю в кинематографических и эстрадных кругах СССР. Местом рождения музыкального коллектива был Саратов, а пунктом прописки – Элиста.

1975-й год в биографии группы знаменит тем, что в неё влился Александр Розенбаум, который пришел из «Аргонавтов». Он, бывший врач «скорой помощи» из Ленинграда, исполнял обязанности художественного руководителя; помимо этого, отлично владел гитарой и имел удивительный голос, который позже услышит и полюбит вся страна.

В те времена, как, впрочем, и сейчас музыканты нередко кочевали из группы в группу. На то у каждого было множество причин. Одновременно с ВИА «Шестеро молодых» на эстрадных площадках страны выступал вокально-инструментальный ансамбль «Ива», прикреплённый к Красноярской филармонии. У ребят, как обычно, что-то там не срослось, и коллектив распался. Троим музыкантам, В. Ванчугову, Б. Мирмову, А. Гольдину, поступило предложение присоединиться к элистинцам. Следом за ними последовали Г. Крылова и В. Ефименко. А до прихода музыкантов из «Ивы» состав «Шестеро молодых» выглядел следующим образом: А. Акинин, Т. Макарова, А. Кирисов, В. Волгин. Макарова, кстати, при приписке к Калмыкии получила рекомендации от известного композитора Александра Зацепина.

Очередные изменения приводят в группу вокалистку М. Школьник, в то время как Т. Макарова покидает «Шестеро молодых». Уходит в «Добры молодцы» и А. Кирисов, а вместо него в ансамбле появляются сразу два музыканта – Н. Расторгуев и М. Файбушевич. В это же время брянские музыканты дают рекомендацию никому тогда ещё не известному звукоинженеру А. Кальянову. Все эти перестановки происходят в период 1977-78 года.

Значимым событием в истории группы того периода стало выступление с В. Высоцким. Он заметил ансамбль на одном из сборных концертов в Казани в октябре 1977-го, сам подошел к ребятам и попросил сделать аккомпанемент к трём его песням. Музыкантам, которые в меру своих сил и понимания материала стали помогать ему на сцене, в какой-то момент показалось, что гитара у Владимира Семеновича «не строит», и они наладили ему инструмент. 

Как вспоминает известный исследователь творчества великого артиста и музыканта Марк Цыбульский, спев одну песню, Владимир Семенович тут же перестроил свою семиструнную, как ему было удобно. А когда в антракте упрямые ребята снова сделали всё по-своему, Высоцкий, взяв пару аккордов, прямо со сцены сказал: «Если кто ещё хоть разок мою гитарку подстроит, получит по морде. Ясно? Нет?». Больше к инструменту никто не прикасался, а у того же упомянутого нами Александра Кальянова сложилось ощущение, что слегка расстроенный инструмент помогал Высоцкому создавать еще большую доверительность на выступлении. Такой гитарный строй очень гармонировал с его голосом, и все это придавал атмосферу «дворовости», словно парень с гитарой просто поет для своих друзей во дворе, а не выступает со сцены.

В том же 1977 году в ансамбль приходит В. Кипелов, только что демобилизовавшийся из армии. Перестановки продолжаются. Так, в 1980 году, вняв приглашениям и посулам В. Кретюка, участники группы «Шестеро молодых» покидают коллектив и заполняют собой пустующее музыкальное пространство ВИА «Лейся, песня!». А ряды элистинцев занимают «Молодые сердца» из Брянска (Ю. Ширяков, А. Шведов, С. Сарычев, И. Новиков). И так до бесконечности…

ВИА «Шестеро молодых» не являлся особо выдающейся группой, так как собственных песен у нее практически не было. Но тем не менее, ансамбль превратился в отличную профессиональную школу для многих талантливых музыкантов, ставших впоследствии настоящими звёздами, – Левона Варданяна, Юрия Рыманова, Николая Расторгуева, Валерия Кипелова, Александра Кальянова, Сергея Сарычева, Александра Розенбаума.

Кстати, в начале 1980-х годов в Калмыкию, в Октябрьский район, на сезонные работы приезжал и советский рок-музыкант Виктор Цой. Он гостил у родственников отца, жил на корейских кутанах – в полевых сезонных домах-шалашах и трудился на уборке арбузов и лука.