Фермеры Калмыкии просят помощи у властей

Долги, вода, болезни

Калмыкия по праву считается фермерской республикой. Сельское хозяйство для местных жителей – один из основных источников дохода. Наряду с экономическими особенностями здесь существует собственная культура ведения сельского хозяйства. Однако фермеры часто говорят о проблемах, с которыми приходится сталкиваться и которые не позволяют раскрыться полностью потенциалу территории. «МК в Калмыкии» попытался разобраться, какие сложности есть в этой сфере и как их можно решить.

 Долги, вода, болезни

Льготы не для всех

Недавно прошла встреча руководителя администрации главы региона Артура Дорджиева с общественниками. На ней присутствовал и президент Ассоциации крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Республики Калмыкия Владимир Мудаев. Одним из острых вопросов, которые были подняты на встрече, стало и выделение республике средств для выдачи льготных кредитов местным фермерам.

Правительство Российской Федерации уже выделило субъектам 21,3 миллиарда рублей. На 17 апреля, по словам Мудаева, освоено 16 миллиардов. Льготы получили Краснодарский край, Ростовская область, Воронежская область, Чечня и Дагестан, однако в Калмыкию средства не дошли. Ни одно фермерское хозяйство республики не получило льготных кредитов, которые могли пойти на развитие сельского хозяйства и сыграли бы серьезную роль в становлении экономики региона.

При этом калмыцкие фермеры хотят воспользоваться этой возможностью и оформляют заявки. Владимир Мудаев даже писал письмо министру сельского хозяйства Александру Ткачеву, однако кредитов Калмыкии так и не дают. Это не может не вызвать беспокойства среди крестьян.

На встрече Мудаев сообщил: «95% всех кредитов выдает «Россельхозбанк», а у нас сейчас нет филиала в республике, раньше он был, а потом его закрыли. Наше отделение подчиняется Ростову, а Ростову мы нужны как собаке пятая нога. Нам нужен свой филиал. Я написал нашим депутатам Мукабеновой и Адучиеву, был у сенатора Майорова, чтобы они подключились к решению этой задачи. Об этом я говорил 17 февраля в Москве, на съезде фермеров, что «Россельхозбанк» в Калмыкии вообще не работает»

По данным общественника, в 2015 году калмыцким фермерам выдали кредитов всего на 17,4 миллиона рублей. Каждый, кто сталкивался с сельским хозяйством, понимает, что эта сумма как капля в море. В 2016 году кредиты получили всего 6 крестьянско-фермерских хозяйств из трех тысяч работающих в республике. Всего было выдано 12 кредитов на сумму 31,6 миллиона рублей. Из 60 тысяч личных подсобных хозяйств кредиты удалось получить только 110 фермерам. Это 0,18% от общего числа. Цифра невероятно мала.

Проблема превращается в снежный ком. Без необходимых кредитов нет развития. Сельхозпроизводители не могут оплатить ранее взятые кредиты. Долг фермеров «Россельхозбанку» составляет уже 1 миллиард 600 миллионов рублей.

Из-за того что фермеры были поручителями по кредитам, которые сегодня не выплачиваются, они не могут оформить кредиты на себя. А у многих просто нет залога.

Владимир Мудаев обратился к руководителю администрации: «Мы просим поддержать нас, у нас при Ассоциации должен быть фонд, хотя бы на 500 млн, чтобы мы могли хорошим фермерам давать поручительство. Например, крупное хозяйство «Улан хёч» не может оставить в залог свои кошары, постройки, они старые, еще советских времен. Их никогда не оформляли, не ставили на баланс, техника старая, и банки все это не берут. А что тогда говорить об остальных. Убедительная просьба поддержать нас. Если завтра все так и будет продолжаться, фермер уедет из села, потом закроется следом школа, культура тоже «заглохнет».

Проблема в воде

Еще одна важная проблема — это отсутствие или дефицит воды для водопоя скота. При этом с каждым годом проблема становится все серьезнее, а цена на воду растет как на дрожжах. Этой ситуацией с нами поделился Саганджи Кононов, ранее занимавший пост главы СМО «Ханата».

В северных районах республики (Малодербетовский, Октябрьский) ситуация уже критическая. Сельские и районные бюджеты просто не могут нести затраты. В их бюджетах попросту нет таких средств. В результате каждый владелец животноводческой фермы старается найти выход из ситуации.

Наравне с тарифами растет и поголовье скота, а значит, воды требуется все больше. Чтобы заработать деньги фермеры вынуждены продавать продукцию по низким ценам, ведь фактически отсутствует стабильный рынок и четкая ценовая политика. Животноводы вынуждены работать не на качество продукции, а на количество. Продавая много, но за меньшие деньги, они остаются без средств на оплату дорожающей воды. Одновременно с этим деградируют пастбища, которые эксплуатируются практически круглый год, не успевая «отдохнуть».

При этом наш собеседник отмечает: «Однако нерешаемых проблем не бывает, тем более, говоря об отсутствии воды, я не имею в виду то, что ее нет». По его мнению, нет эффективного механизма решения проблемы. Устаревшая система транспортировки воды заставляет пятикратно увеличивать расходы потребителей, ведь львиная доля уходит на пропитку дна каналов. Так, чтобы получить в копань или в котлован 500 тысяч кубометров воды, в канал протяженностью 100 км необходимо подать 4,5 миллиона кубометров, которые уходят на так называемую «пропитку».

Болезни и вакцинация

Вода — это только одна проблема из целого комплекса, стоящего перед калмыцким фермером. Засуха, эпидемии, отсутствие кормовой базы (опять же из-за дефицита влаги). Так, недавняя волна заболеваний скота является лишь результатом многолетнего попустительства и халатного отношения к ежегодной вакцинации со стороны владельцев домашних животных, т.е. это следствие несовершенной системы учета поголовья, где основным источником информации является устный отчет хозяина подворья или фермы, на основе которого и составляется реестр. Пересчет и биркование возможны лишь с согласия, так как скот является частной собственностью и законодательство предусматривает его неприкосновенность. Таким образом, следует выстроить в регионе такую систему сбыта и реализации, при которой возможен оборот только учтенной сельхозпродукции. Этим можно если не решить, то значительно упростить решение сразу несколько проблем, связанных с сельским хозяйством. Но это не означает, что нужно ломать ситуацию и гнуть через колено. Условия должны быть такими, чтобы собственник сам был заинтересован в регистрации: стабильная и достойна приемная цена, доступная инфраструктура. На ряду с этим необходимо введение инновационного подхода к сельскохозяйственной деятельности со всех сторон. Выработка четкого понимания структуры рынка сбыта и потребления для всех участников процесса сельхозпроизводства, что повлечет за собой стремление к конкурентоспособности и, как следствие, повышение качества продукции. «В целом проблемы сельхозников тесно связаны, вытекают одна из другой и требуют комплексного подхода в их решении», — считает бывший глава СМО «Ханата».

Надежда на власти

Какие бы проблемы мы не перечисляли, все всегда упирается в одно и то же: необходима обширная поддержка руководства республики. Проблема льгот и кредитования может решиться, если власти смогут донести до федерального центра необходимость решения проблемы. Доступ к воде тоже проект регионального масштаба и не может быть реализован отдельными фермерами без поддержки властей. Да и порядок с вакцинацией и контролем за самими фермерами могут осуществлять только чиновники, на основе законов и постановлений, принимаемых местными депутатами и чиновниками. Мы надеемся, что наш материал поможет, если не решить, то хотя бы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, и фермеры Калмыкии смогут реализовать свой потенциал.

Саганджи Кононов: «В целом проблемы сельхозников тесно связаны, вытекают одна из другой и требуют комплексного подхода в их решении».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру